Назад во «входящие»: как мы вызволили рассылки из спама
У клиента были настроены приветственные письма, но они попадали в спам.
Более подробной информации о том, какой процент писем оказывался в нежелательной почте, не было.
Кто работал над проектом
менеджер проекта
Проверили настройки отправителя
У каждого отправителя должны быть настроены три параметра: SPF, DKIM, DMARC. Оно помогают почтовым клиентам бороться со спамом. Для проверки мы попросили клиента отправить нам тестовые письма на ящики разных почтовых провайдеров: mail.ru, gmail, yandex.
Каждое письмо открывали и смотрели настройки: «Служебные заголовки» (mail.ru), «Свойства письма» (Яндекс.Почта), «Показать оригинал» (Gmail).
Оказалось, что с записями всё в порядке.
Проверили репутацию отправителя
Репутация отправителя — это история поведения отправителя, по которой почтовики решают, доверять ему или нет. Она зависит от истории рассылок, которые отправляли с домена отправителя. Репутация улучшается, когда пользователи взаимодействуют с письмами:
- открывают письма;
- переходят по ссылкам;
- добавляют email отправителя в адресную книгу;
- нажимают на «не спам»;
- отвечают на письма отправителя.
Почтовые провайдеры предоставляют сервисы для отслеживания репутации: Постмастер от Mail.ru, Постофис от Яндекс, Постмастер Gmail. В некоторых из них можно проверить, в какую папку в ящиках пользователей попадают письма, реакцию пользователей на письма, общую репутацию.
Важнее всего было проверить репутацию отправителя на Gmail, потому что именно в этих ящиках письма попадали в спам. Но особенности Gmail таковы, что репутация отображается, если отправитель шлёт 200-500 писем в день на адреса Gmail, наш клиент отправлял меньше, поэтому проверить репутацию не вышло.
Проверили репутацию домена и IP
Помимо репутации отправителя, нужно проверить, не попал ли домен или IP-адрес клиента в чёрные списки. Для этого мы использовали https://mxtoolbox.com/blacklists.aspx Этот сервис проверяет наличие IP или домена в нескольких блэк-листах. Попасть в блэк-лист могут не только спамеры, но и порядочные отправители, например, после резкого изменения в объёмах рассылок.
У нашего клиента проблем с чёрными списками не оказалось.
Взяли на заметку «серый список»
У всех почтовых клиентов есть серый список — это список, куда попадают новые домены и IP-адреса, с которых ещё не было рассылок и которые не наработали репутацию. У Gmail серые списки имеют больший вес, чем у остальных почтовых агентов. Он определяет репутацию индивидуально для каждого пользователя, а после этого строит общую, которая всё равно имеет меньше значения, чем индивидуальная. Чтобы построить репутацию в gmail с самого начала, нужно отправлять письма своим подписчикам, даже если они будут приходить в спам. Так начинается репутация — если подписчики ждут ваши рассылки и находят их в спаме, то будут нажимать на «не спам» и улучшать вашу репутацию.
Прежде чем сделать вывод о сером списке, нужно было проверить остальное.
Проверили вёрстку
Валидная вёрстка для почтовых клиентов — признак хорошего отправителя, а письмо, в html-коде которого много мусора, может указывать на спамера.
Мы заглянули в код письма нашего клиента:
Там было много некорректного:
dir="ltr" — этот параметр используется, чтобы текст отображался слева направо, его практически не используют, это лишнее.
font-size:14.6667px — это странный размер для шрифта, достаточно просто 14px.
font-size:11pt;margin:0pt — в вёрстке писем используются пиксели (px). Пункты не столь надежны для верного отображения, поэтому их не используют. А использовать размеры и в той, и в другой величине одновременно неправильно.
id=docs-inter... — видно, что это идентификатор, но для чего он тут, непонятно.
Помимо этого было ещё много серьёзных недочётов. Мы посчитали, что письма могут попадать в спам именно из-за вёрстки.
Чтобы проверить гипотезу, мы поправили код и отправили тестовые письма на шесть ящиков gmail. Два в спаме, четыре — в промоакциях. Уже хороший результат, поскольку большинство во «входящих».
Дальше пробовали корректировать вёрстку ещё несколько раз, но письма продолжали иногда попадать в «спам». Значит, вёрстка и впрямь требовала исправления, но одного этого было недостаточно для попадания всех писем во входящие.
Решили проблему
Помимо исправления вёрстки надо было заработать репутацию. Но объёмов рассылок клиента не хватало, чтобы сделать это быстро, поэтому решили сменить отправителя.
Создали аккаунт в MailChimp. Для отправки писем там используются общие IP-адреса (так называемые «пулы»), с которых уже велись рассылки. Иначе говоря, c этих IP-адресов ведётся отправка разных писем с разных аккаунтов. Соответственно, репутация у них есть, и вам не придётся строить её с нуля.
Протестировали несколько раз — результат положительный — письма во «входящих». Значит, и причина попадания писем в «спам» найдена. Заодно попробовали отправить оригинальное письмо, которое прислал клиент. Протестировали несколько раз — приходит в «спам».
Проблема была решена. После этого аудита клиент исправил вёрстку и отправлял рассылки через MailChimp.