Что такое грейлистинг и зачем он нужен

Грейлистинг, greylist или greylisting — всё это названия метода фильтрации писем в почте. Цель метода — сделать так, чтобы во входящие попадало меньше спама.

Расскажем, как работает грейлистинг, какие плюсы и минусы у него есть и как не попасть в greylist.

Как работает грейлистинг

Рассмотрим пример.

На почтовый сервер подписчика приходит письмо от незнакомого отправителя. Такое письмо не отклоняется сервером, но и не принимается, а временно помещается в greylist.

После чего сервер отправляет тому, кто прислал письмо, код. Код переводится как «письмо временно отклонено».

В результате отправитель пробует ещё раз отправить письмо. Во второй раз письмо пропускается сервером, а почтовый адрес отправителя из greylist убирается. Следующие письма приходят без задержек и проверок.

Если повторное письмо не пришло, почтовый адрес отправителя удаляется из greylist. Последующее письма с этого адреса будут проходить полный цикл проверки на спам.

Метод greylisting основан на предположении, что спамеры отправляют письмо получателю один раз. Они не обращают внимание на ошибки и продолжают отсылать сообщения по базе дальше.

Метод защиты работает ещё и потому, что спам-рассылка отправляется не через почтовые сервера, а через самописную программу. Такие программы не предпринимают попыток повторной отправки письма, если при первой попытке возникла ошибка.

Какие достоинства и недостатки есть у грейлистинга

Достоинства

  1. Предотвращает попадание спама во входящие. Greylisting особенно хорошо работает вместе с чёрными списками на основе DNS.
  2. Не требует участия подписчика: всё происходит автоматически в фоновом режиме.
  3. Отнимает у почты мало ресурсов: она не тормозит и работает нормально.
  4. Ещё один плюс: письмо, которое попало в greylist, не теряется. В случае повторной отправки оно «разблокируется» и будет увидено подписчиком.

Грейлистинг выгоден небольшим компаниям, которые хотят фильтровать входящие письма от спама. При невысокой стоимости и простоте метод способен обеспечить приемлемую эффективность.

Читайте также

Что делать, если письма попадают в спам

Недостатки

  1. Задерживает письма. Если сервер отправителя плохо настроен, то повторная отправка произойдёт не сразу, а, например, минут через пятнадцать и даже полчаса. Это может не понравиться пользователям, которые привыкли получать письма моментально. Но так произойдёт только с первым письмом. Последующая рассылка будет приходить без задержек.
  2. Вынуждает сервер отправителя создавать искусственную очередь из писем, которые попали в greylist. А также тратить свои ресурсы на повторную отправку.
  3. Требует создавать белые списки вручную. Обычно используется, чтобы получать письма от важных отправителей без дополнительного ожидания.

Как не попасть в greylisting

Чтобы избежать грейлистинга при рассылке писем, можно предпринять некоторые профилактические действия.

Улучшить репутацию отправителя

Рейтинг отправителя рассчитывается почтовыми сервисами, чтобы определить, от кого стоит принимать письма, а от кого нет. Поэтому на вероятность попадания в greylisting влияет репутация IP. Чем она выше, тем ниже шансы попасть в «серый список».

Чтобы улучшить репутацию, стоит периодически проверять базу подписчиков и удалять несуществующие адреса и спам-ловушки. А ещё постараться повысить процент открытий и кликов. Для этого нужно тщательно продумывать заголовки и контент писем.

Создать надёжный домен почты

Домен почты — часть электронного адреса, которая идёт после знака @. Чтобы домен не вызывал подозрения, стоит использовать надёжные почтовые сервисы. А также следить за репутацией домена.

Добавить ссылки для отписки

Иногда рассылка перестаёт быть интересна пользователям. Например, если у них резко сменился круг интересов. Тогда они захотят отписаться от неё.

Чтобы они не помечали письма как «спам», добавьте в тело письма ссылку для отписки.

грейлистинг пример ссылки для отписки
Пример ссылки для отписки в письме бренда «Счастливый взгляд»

Ссылка должна находиться на видном месте. А при переходе по ней пользователь должен подтвердить своё решение, после чего сразу отписаться. Если придётся делать дополнительные действия, например, указывать причину отписки, подписчику может это надоесть и он закроет окно.

грейлистинг подтверждение отписки
После клика по ссылке открывается окно, в котором надо подтвердить отписку
отписка выполнена
После подтверждения отписка выполнена — никаких лишних действий выполнять не пришлось

Поработать над темой письма

Если в теме письма мелькают такие слова как «Срочно купить», «Заказать», «Бесплатно» или «Дёшево», оно выглядит подозрительным и будет отправлено в спам. Это скажется на репутации домена.

Заголовки и само сообщение в письме должны быть отформатированы в соответствии со стандартами интернет-сообщений и HTML-кода.

Что в итоге

  1. Greylisting — это метод борьбы со спамом. Сначала сервер получателя блокирует входящее сообщение, а потом просит отправителя повторить отправку письма. Если письмо повторно приходит, оно пропускается, а почтовый адрес отправителя перемещается в «белый список». Больше проверок не будет.
  2. У метода есть плюсы и минусы. В почту попадает меньше спама, письма не блокируются полностью, а становятся недоступны на какое-то время. Но повторная отправка может произойти не сразу, а, допустим, через полчаса.
  3. Чтобы не попасть в greylist, стоит следить за репутацией домена и за количеством жалоб. Например, чтобы снизить процент попадания в спам, лучше разместить в письмах ссылку для отписки. Тогда подписчики, которые потеряли интерес к рассылке, просто откажутся от неё.