Грейлистинг, greylist или greylisting — всё это названия метода фильтрации писем в почте. Цель метода — сделать так, чтобы во входящие попадало меньше спама.
Расскажем, как работает грейлистинг, какие плюсы и минусы у него есть и как не попасть в greylist.
Как работает грейлистинг
Рассмотрим пример.
На почтовый сервер подписчика приходит письмо от незнакомого отправителя. Такое письмо не отклоняется сервером, но и не принимается, а временно помещается в greylist.
После чего сервер отправляет тому, кто прислал письмо, код. Код переводится как «письмо временно отклонено».
В результате отправитель пробует ещё раз отправить письмо. Во второй раз письмо пропускается сервером, а почтовый адрес отправителя из greylist убирается. Следующие письма приходят без задержек и проверок.
Если повторное письмо не пришло, почтовый адрес отправителя удаляется из greylist. Последующее письма с этого адреса будут проходить полный цикл проверки на спам.
Метод greylisting основан на предположении, что спамеры отправляют письмо получателю один раз. Они не обращают внимание на ошибки и продолжают отсылать сообщения по базе дальше.
Метод защиты работает ещё и потому, что спам-рассылка отправляется не через почтовые сервера, а через самописную программу. Такие программы не предпринимают попыток повторной отправки письма, если при первой попытке возникла ошибка.
Какие достоинства и недостатки есть у грейлистинга
Достоинства
- Предотвращает попадание спама во входящие. Greylisting особенно хорошо работает вместе с чёрными списками на основе DNS.
- Не требует участия подписчика: всё происходит автоматически в фоновом режиме.
- Отнимает у почты мало ресурсов: она не тормозит и работает нормально.
- Ещё один плюс: письмо, которое попало в greylist, не теряется. В случае повторной отправки оно «разблокируется» и будет увидено подписчиком.
Грейлистинг выгоден небольшим компаниям, которые хотят фильтровать входящие письма от спама. При невысокой стоимости и простоте метод способен обеспечить приемлемую эффективность.
Читайте также
Что делать, если письма попадают в спам
Недостатки
- Задерживает письма. Если сервер отправителя плохо настроен, то повторная отправка произойдёт не сразу, а, например, минут через пятнадцать и даже полчаса. Это может не понравиться пользователям, которые привыкли получать письма моментально. Но так произойдёт только с первым письмом. Последующая рассылка будет приходить без задержек.
- Вынуждает сервер отправителя создавать искусственную очередь из писем, которые попали в greylist. А также тратить свои ресурсы на повторную отправку.
- Требует создавать белые списки вручную. Обычно используется, чтобы получать письма от важных отправителей без дополнительного ожидания.
Как не попасть в greylisting
Чтобы избежать грейлистинга при рассылке писем, можно предпринять некоторые профилактические действия.
Улучшить репутацию отправителя
Рейтинг отправителя рассчитывается почтовыми сервисами, чтобы определить, от кого стоит принимать письма, а от кого нет. Поэтому на вероятность попадания в greylisting влияет репутация IP. Чем она выше, тем ниже шансы попасть в «серый список».
Чтобы улучшить репутацию, стоит периодически проверять базу подписчиков и удалять несуществующие адреса и спам-ловушки. А ещё постараться повысить процент открытий и кликов. Для этого нужно тщательно продумывать заголовки и контент писем.
Создать надёжный домен почты
Домен почты — часть электронного адреса, которая идёт после знака @. Чтобы домен не вызывал подозрения, стоит использовать надёжные почтовые сервисы. А также следить за репутацией домена.
Добавить ссылки для отписки
Иногда рассылка перестаёт быть интересна пользователям. Например, если у них резко сменился круг интересов. Тогда они захотят отписаться от неё.
Чтобы они не помечали письма как «спам», добавьте в тело письма ссылку для отписки.
Ссылка должна находиться на видном месте. А при переходе по ней пользователь должен подтвердить своё решение, после чего сразу отписаться. Если придётся делать дополнительные действия, например, указывать причину отписки, подписчику может это надоесть и он закроет окно.
Поработать над темой письма
Если в теме письма мелькают такие слова как «Срочно купить», «Заказать», «Бесплатно» или «Дёшево», оно выглядит подозрительным и будет отправлено в спам. Это скажется на репутации домена.
Заголовки и само сообщение в письме должны быть отформатированы в соответствии со стандартами интернет-сообщений и HTML-кода.
Что в итоге
- Greylisting — это метод борьбы со спамом. Сначала сервер получателя блокирует входящее сообщение, а потом просит отправителя повторить отправку письма. Если письмо повторно приходит, оно пропускается, а почтовый адрес отправителя перемещается в «белый список». Больше проверок не будет.
- У метода есть плюсы и минусы. В почту попадает меньше спама, письма не блокируются полностью, а становятся недоступны на какое-то время. Но повторная отправка может произойти не сразу, а, допустим, через полчаса.
- Чтобы не попасть в greylist, стоит следить за репутацией домена и за количеством жалоб. Например, чтобы снизить процент попадания в спам, лучше разместить в письмах ссылку для отписки. Тогда подписчики, которые потеряли интерес к рассылке, просто откажутся от неё.