Письмо, в котором нет HTML-элементов, картинок, видео и gif, а есть только текст и ссылки, называется plain-text письмом.
Так выглядит такое письмо в почте:
Может показаться, что plain-text письма — скучные и никто их не читает. Почему это не так, расскажем далее.
Зачем использовать Plain-text
Для создания адаптивных писем
Когда нужно отправить массовую рассылку, приходится адаптировать HTML-вёрстку под множество различных устройств. Но если дизайн при рассылке каких-то писем не так важен, легче вовсе его не делать.
Во-первых, это разгрузит команду, и они займутся другими делами. Во-вторых, это позволит отправить письма, которые будут отображаться на всех гаджетах и устройствах без искажений.
Для создания естественных писем
Письма, шаблоны которых свёрстаны в HTML, не всегда выглядят естественно. Некоторые пользователи могут воспринимать их как роботизированную массовую рассылку для всех. Если цель компании — выстраивать личные, доверительные отношения в переписке, HTML-письма могут не подойти.
Plain-text письма работают иначе. Они выглядят так, как обычно люди общаются друг с другом с помощью писем: только текст, и ничего лишнего.
Преимущества и недостатки plain-text писем
Преимущества
- Быстрее читаются. HTML-письма отличаются ярким дизайном с большим количеством элементов. Поэтому пользователям нужно больше времени, чтобы полностью просканировать письмо — баннер, заголовок, фон, иконки, и, наконец, текст. Plain-text письма содержат только текст. Подписчики не отвлекаются на яркий дизайн, а сразу читают содержимое.
- Подходят для ниши B2B. Если нужно подготовить рассылку для деловых партнёров, то plain-text подойдет лучше. Текстовое письмо без лишнего оформления экономит время чтения, так как внимание не переключается на дизайн, и ассоциируется с формальным общением.
- Попадают в папку «Входящие». HTML-письма, внутри которых много графики, видео и gif, распознаются почтовыми клиентами как типичные рекламные, и перемещаются в отдельную папку с проморассылками. В эту папку читатели заходят редко, так как рекламные письма — не те, что ждут с нетерпением.
Так как plain-text письма напоминают личную переписку, то почтовые клиенты перемещают их в папку «Входящие». Значит, письма будут прочитаны пользователями с большей вероятностью.
Недостатки
- Трудно брендировать. Текстовые письма невозможно оформить так, чтобы подписчики узнали, от какого бренда пришло письмо. Особенно большой минус для компаний, которые тратят большие бюджеты на разработку и поддержание уникального стиля.
- Трудно анализировать. В такие письма нельзя вставить следящий пиксель, чтобы определить, как много пользователей открыло письмо. Ещё в plain-text письмах нельзя использовать гиперссылки, а отслеживать переходы по развёрнутым ссылкам в тексте невозможно.
Чем Plain-text отличается от HTML
Целевая аудитория
HTML: B2C рынки, но может использоваться и для массовых рассылок B2B-сегментам.
Plain-text: подходит для B2B и B2C рынков, для которых выбирается стратегия прямых продаж.
Требования к рассылкам
HTML: ограничения касаются размера и веса письма, соотношения текста и картинок, разрешения и названия картинок, шрифтов и так далее. Для массовых рассылок нужно соблюдать настройку цифровых подписей.
Plain-text: важна репутация отправителя рассылки, а также отсутствие спам-лексики в тексте, иначе письмо может попасть в «Спам».
Сложность подготовки
HTML: разработка письма занимает время, так как необходимо создать адаптивный дизайн и провести тестирование шаблона.
Plain-text: письмо готовится быстро, так как не нужны знания HTML, а также тестирование различных вариантов дизайна.
Дизайн
HTML: неограниченные возможности для разработки дизайна, в том числе брендированного.
Plain-text: отсутствие как такового дизайна писем.
Адаптивность
HTML: нужно потратить время, чтобы дизайн письма выглядел одинаково на всех устройствах.
Plain-text: письмо будет отображаться на всех гаджетах.
Читайте также
HTML-вёрстка писем — полная инструкция
Как совместить в одном письме HTML и Plain-text письма
Не всегда нужно использовать письма, которые свёрстаны на чистом HTML или разработаны только как plain-text. Иногда plain-text может дополнять HTML.
Вот зачем это может быть необходимо:
- Удобно подписчикам. Некоторые пользователи в своей почте могут установить настройки, которые все письма будут отображать в текстовом виде. Это делается для того, чтобы письма меньше весили и быстрее загружались, а также, чтобы не отвлекаться на дизайн при чтении рассылки.
Если HTML-письмо не будет иметь текстовой версии, пользователи увидят в теле письма HTML-код, и ничего не поймут:
Поэтому, когда создаётся HTML-шаблон будущего письма, к нему дополнительно создаётся и plain-text версия. Тогда независимо от настроек письмо отобразиться, и пользователь сможет его прочитать.
- Особенности почтовиков и устройств. Некоторые почтовики могут пометить HTML-письмо без plain-text версии как «Спам». А гаджеты, например, «умные» часы от Apple, отображают только текстовые сообщения.
Если создать текстовую версию, письмо отобразиться и на часах, и в любом почтовом клиенте.
О чем важно помнить при создании Plain-text письма
Иерархия
В plain-text письмах нет привычных заголовков и подзаголовков, которые помогают создавать структуру текста. Но можно использовать различные символы или прописные буквы, чтобы выделять разделы.
Делать это можно так:
Структурирование письма
Пользователи, как правило, не читают текстовые сообщения полностью, а сканируют по частям. Чтобы упростить сканирование, текст лучше разбивать на абзацы. Тогда читатель сможет зафиксировать внимание на той части сообщения, которая ему важна.
Маркированные списки
Читателям легче воспринимать информацию, если оформить перечисления в виде списков. Маркерами могут служить цифры, буквы или символы, например, звёздочки.
Оформление призывов к действию
В текстовых письмах нельзя вставить яркую кнопку или графический элемент, который будет указывать на ссылку. Однако, если нужно оформить призыв к действию, сделать это можно c помощью кавычек — «»».
Количество ссылок
Если пользователь откроет сообщение и увидит много внешних ссылок, это может вызвать подозрение, что сообщение — спам. Поэтому лучше не перегружать письмо ссылками.
Что в итоге
Plain-text сообщения могут быть эффективными сами по себе, например, если компании нужно создать эффект личной переписки с деловыми партнёрами в B2B или B2C. Но также plain-text может успешно работать и в связке с HTML-шаблонами, если использовать их как дополнительную версию письма при его отправке.
Тогда письма будут отображаться и у тех, кто привык просматривать яркие дизайнерские письма, и у тех, кто выставил настройки, которые все письма переводят в текстовой формат.
Чтобы правильно оформить plain-text письмо, нужно придерживаться несложных правил. Например, выделять заголовки символами, а также не перегружать письмо ссылками. Текстовое письмо должно иметь достаточно пробелов и разделённых абзацев. Тогда подписчикам будет удобно читать текст.