15088

Plain-text письма: что это такое, зачем нужны и как правильно использовать

Письмо, в котором нет HTML-элементов, картинок, видео и gif, а есть только текст и ссылки, называется plain-text письмом.

Так выглядит такое письмо в почте:

Пример plain-text-письма
Пример plain-text письма

Может показаться, что plain-text письма — скучные и никто их не читает. Почему это не так, расскажем далее.

Зачем использовать Plain-text

Для создания адаптивных писем

Когда нужно отправить массовую рассылку, приходится адаптировать HTML-вёрстку под множество различных устройств. Но если дизайн при рассылке каких-то писем не так важен, легче вовсе его не делать.

Во-первых, это разгрузит команду, и они займутся другими делами. Во-вторых, это позволит отправить письма, которые будут отображаться на всех гаджетах и устройствах без искажений.

Для создания естественных писем

Письма, шаблоны которых свёрстаны в HTML, не всегда выглядят естественно. Некоторые пользователи могут воспринимать их как роботизированную массовую рассылку для всех. Если цель компании — выстраивать личные, доверительные отношения в переписке, HTML-письма могут не подойти.

Plain-text письма работают иначе. Они выглядят так, как обычно люди общаются друг с другом с помощью писем: только текст, и ничего лишнего.

Преимущества и недостатки plain-text писем

Преимущества

  1. Быстрее читаются. HTML-письма отличаются ярким дизайном с большим количеством элементов. Поэтому пользователям нужно больше времени, чтобы полностью просканировать письмо — баннер, заголовок, фон, иконки, и, наконец, текст. Plain-text письма содержат только текст. Подписчики не отвлекаются на яркий дизайн, а сразу читают содержимое.
  2. Подходят для ниши B2B. Если нужно подготовить рассылку для деловых партнёров, то plain-text подойдет лучше. Текстовое письмо без лишнего оформления экономит время чтения, так как внимание не переключается на дизайн, и ассоциируется с формальным общением.
  3. Попадают в папку «Входящие». HTML-письма, внутри которых много графики, видео и gif, распознаются почтовыми клиентами как типичные рекламные, и перемещаются в отдельную папку с проморассылками. В эту папку читатели заходят редко, так как рекламные письма — не те, что ждут с нетерпением.
Пример почтового ящика с отдельной папкой для промописем
Пример почтового ящика с отдельной папкой для промописем. Письма в этой папке, как правило, редко открываются пользователями

Так как plain-text письма напоминают личную переписку, то почтовые клиенты перемещают их в папку «Входящие». Значит, письма будут прочитаны пользователями с большей вероятностью.

Недостатки

  1. Трудно брендировать. Текстовые письма невозможно оформить так, чтобы подписчики узнали, от какого бренда пришло письмо. Особенно большой минус для компаний, которые тратят большие бюджеты на разработку и поддержание уникального стиля.
  2. Трудно анализировать. В такие письма нельзя вставить следящий пиксель, чтобы определить, как много пользователей открыло письмо. Ещё в plain-text письмах нельзя использовать гиперссылки, а отслеживать переходы по развёрнутым ссылкам в тексте невозможно.

Чем Plain-text отличается от HTML

Целевая аудитория

HTML: B2C рынки, но может использоваться и для массовых рассылок B2B-сегментам.

Plain-text: подходит для B2B и B2C рынков, для которых выбирается стратегия прямых продаж.

Требования к рассылкам

HTML: ограничения касаются размера и веса письма, соотношения текста и картинок, разрешения и названия картинок, шрифтов и так далее. Для массовых рассылок нужно соблюдать настройку цифровых подписей.

Plain-text: важна репутация отправителя рассылки, а также отсутствие спам-лексики в тексте, иначе письмо может попасть в «Спам».

Сложность подготовки

HTML: разработка письма занимает время, так как необходимо создать адаптивный дизайн и провести тестирование шаблона.

Plain-text: письмо готовится быстро, так как не нужны знания HTML, а также тестирование различных вариантов дизайна.

Дизайн

HTML: неограниченные возможности для разработки дизайна, в том числе брендированного.

Plain-text: отсутствие как такового дизайна писем.

Адаптивность

HTML: нужно потратить время, чтобы дизайн письма выглядел одинаково на всех устройствах.

Plain-text: письмо будет отображаться на всех гаджетах.

Читайте также

HTML-вёрстка писем — полная инструкция

Как совместить в одном письме HTML и Plain-text письма

Не всегда нужно использовать письма, которые свёрстаны на чистом HTML или разработаны только как plain-text. Иногда plain-text может дополнять HTML.

Вот зачем это может быть необходимо:

  1. Удобно подписчикам. Некоторые пользователи в своей почте могут установить настройки, которые все письма будут отображать в текстовом виде. Это делается для того, чтобы письма меньше весили и быстрее загружались, а также, чтобы не отвлекаться на дизайн при чтении рассылки.

    Если HTML-письмо не будет иметь текстовой версии, пользователи увидят в теле письма HTML-код, и ничего не поймут:

    Так может выглядеть письмо без plain-text версии в почте
    Так может выглядеть письмо без plain-text версии в почте у подписчиков, которые в настройках выбрали отображение всех писем в текстовом виде

    Поэтому, когда создаётся HTML-шаблон будущего письма, к нему дополнительно создаётся и plain-text версия. Тогда независимо от настроек письмо отобразиться, и пользователь сможет его прочитать.

  2. Особенности почтовиков и устройств. Некоторые почтовики могут пометить HTML-письмо без plain-text версии как «Спам». А гаджеты, например, «умные» часы от Apple, отображают только текстовые сообщения.

    Если создать текстовую версию, письмо отобразиться и на часах, и в любом почтовом клиенте.

О чем важно помнить при создании Plain-text письма

Иерархия

В plain-text письмах нет привычных заголовков и подзаголовков, которые помогают создавать структуру текста. Но можно использовать различные символы или прописные буквы, чтобы выделять разделы.

Делать это можно так:

Пример заголовка в plain-text письме, в котором все буквы — прописные
Пример заголовка в plain-text письме, в котором все буквы — прописные

Структурирование письма

Пользователи, как правило, не читают текстовые сообщения полностью, а сканируют по частям. Чтобы упростить сканирование, текст лучше разбивать на абзацы. Тогда читатель сможет зафиксировать внимание на той части сообщения, которая ему важна.

текст разделён на абзацы
В этом письме текст разделён на абзацы. Его легко читать, сканируя абзац за абзацем

Маркированные списки

Читателям легче воспринимать информацию, если оформить перечисления в виде списков. Маркерами могут служить цифры, буквы или символы, например, звёздочки.

Маркированный список в plain-text письме
Маркированный список в plain-text письме. Маркеры — звёздочки, а ещё каждый пункт отделен пробелами

Оформление призывов к действию

В текстовых письмах нельзя вставить яркую кнопку или графический элемент, который будет указывать на ссылку. Однако, если нужно оформить призыв к действию, сделать это можно c помощью кавычек — «»».

Количество ссылок

Если пользователь откроет сообщение и увидит много внешних ссылок, это может вызвать подозрение, что сообщение — спам. Поэтому лучше не перегружать письмо ссылками.

Что в итоге

Plain-text сообщения могут быть эффективными сами по себе, например, если компании нужно создать эффект личной переписки с деловыми партнёрами в B2B или B2C. Но также plain-text может успешно работать и в связке с HTML-шаблонами, если использовать их как дополнительную версию письма при его отправке.

Тогда письма будут отображаться и у тех, кто привык просматривать яркие дизайнерские письма, и у тех, кто выставил настройки, которые все письма переводят в текстовой формат.

Чтобы правильно оформить plain-text письмо, нужно придерживаться несложных правил. Например, выделять заголовки символами, а также не перегружать письмо ссылками. Текстовое письмо должно иметь достаточно пробелов и разделённых абзацев. Тогда подписчикам будет удобно читать текст.