SWOT-анализ — это тип анализа, который помогает оценить текущее и будущее положение бизнеса. Метод комплексно оценивает сильные и слабые стороны компании, а также показывает, какие есть варианты развития и что им может помешать.
Основные элементы SWOT-анализа
Аббревиатура SWOT расшифровывается так:
- Strengths — сильные стороны,
- Weaknesses — слабые,
- Opportunities — возможности,
- Threats — угрозы.
Эти четыре понятия и являются элементами анализа.
Strengths
Элемент Strengths показывает преимущества компании, которые делают бизнес успешным. Это могут быть опытные сотрудники, импортное оборудование на производстве, средние по рынку цены на товары, удобный сайт и мобильное приложение интернет-магазина.
Преимущества помогают бизнесу привлекать клиентов, обходить конкурентов и зарабатывать деньги.
Weaknesses
Элемент Weaknesses описывает недостатки компании, которые не дают ей развиваться и больше зарабатывать.
Слабый отдел закупок — это пример Weaknesses. Отдел несвоевременно пополняет запасы, из-за чего срываются сделки с клиентами, а компания теряет прибыль. Эту слабую сторону бизнес может устранить, если наймёт новых снабженцев или обновит софт в офисе.
Opportunities
Элемент Opportunities показывает, какие возможности бизнеса способны улучшить его работу. Возможности нельзя контролировать, они зависят от внешних факторов — конкурентов, стоимости материалов, рынков. Их можно использовать, чтобы извлечь пользу для бизнеса в будущем.
Threats
Элемент Threats показывает угрозы, из-за которых бизнес может в будущем терять прибыль, клиентов, поставщиков, позиции на рынке. Их также нельзя контролировать, но к ним можно подготовиться заранее: если угроза наступит, бизнес не понесёт больших потерь.
Читайте также
Когортный анализ в email-маркетинге и других сферах
Зачем компании проводить SWOT-анализ
Своевременное и регулярное проведение SWOT-анализа в компании поможет понять, за счёт чего компания сможет выделиться на фоне конкурентов, над чем стоит поработать и чего следует опасаться.
Выявить сильные и слабые стороны
После SWOT-анализа компания понимает свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны помогают развиваться, а слабые можно улучшить до того, как они нанесут вред.
Если не проводить SWOT-анализ, компания не узнает:
- почему она теряет деньги;
- проигрывает конкурентам;
- какие события в будущем помогут ей заработать или потерять доход.
Избежать угроз
По результатам анализа становится ясно, какие возможности можно использовать в будущем, а что надо исправить, чтобы не прогореть. К угрозе можно подготовиться заранее, чтобы снизить потери. Возможность обозначить как цель в стратегии развития, которую надо достичь.
Каким компаниям стоит использовать SWOT-анализ
SWOT-анализ нужен как маленьким стартапам, так и крупным корпорациям.
Малый бизнес или новички перед выходом на рынок проводят SWOT-анализ, чтобы понять:
- какие сильные стороны помогут привлечь клиентов;
- из-за каких слабых сторон они могут проиграть конкурентам;
- не нанесёт ли законодательство и ситуация в экономике урон стартапу;
- какие возможности есть в нише, которые помогли бы компании начать бизнес и не потерять при этом деньги и время.
Уже в процессе анализа становится ясно, окупится ли проект и стоит ли его развивать.
Большие компании проводят SWOT-анализ, чтобы:
- отслеживать свои преимущества на фоне конкурентов;
- находить рабочие процессы, из-за которых бизнес теряет деньги.
Виды SWOT-анализа
Экспресс-анализ
Экспресс-анализ — упрощённый вариант SWOT-анализа, который выявляет сильные и слабые стороны компании. В нём не используют числовые данные, а преимущества и недостатки описывают терминами.
Когда нет достаточного объёма данных или их неудобно выгружать, используют экспресс-анализ.
Сводный анализ
Сводный анализ — это оценка состояния бизнеса в цифрах. В анализе используют аналитические и финансовые показатели, поэтому оценка точная.
Смешанный анализ
Смешанный анализ объединяет в себе сводный и экспресс-анализа. В нём используют числовые данные бизнеса, метрики, финансовые показатели, а также текстовые описания.
Такой анализ проводят, когда надо получить точную и подробную информацию о компании.
Преимущества и недостатки SWOT-анализа
Преимущества
- Позволяет оценить конкурентоспособность бизнеса, определить его сильные и слабые стороны.
- Чтобы провести анализа, не надо делать сложные вычисления.
- Подходит для планирования краткосрочных и долгосрочных задач по развитию бизнеса.
Недостатки
- Анализ нединамичный: если ситуация на рынке изменится, анализ проводят заново.
- Не показывает, как поступить с результатами анализа, а только задаёт общий вектор развития.
Что важно помнить при проведении SWOT-анализа
Коллективная работа
SWOT-анализ даёт объективные результаты, если при его проведении участвует как можно больше сотрудников, которые высказываются о положении дел в компании.
Если при проведении анализа руководствоваться мнением одного человека, например, директора, итоги могут быть ошибочным. Мнения большего количества людей приведут к более точным результатам.
Простые формулировки
Результатами анализа могут пользоваться сотрудники других отделов. Если они не поймут часть терминов, не смогут правильно организовать свою работу. Поэтому, когда описывают элементы анализа, необходимо избегать профессиональной терминологии. Например, сильные стороны можно описать так: быстрая доставка, вежливые менеджеры, биоразлагаемая упаковка товара.
Дробная оценка
Крупному бизнесу провести SWOT-анализ всей компании трудно, так как надо оценить множество процессов и факторов. Правильнее оценивать по отдельности каждое направление: продажи, маркетинг, клиентский сервис. Результаты дробной оценки получается более точными и быстрыми.
Факты
Чтобы результаты были точными, анализ должен строиться на результатах работы, которые есть уже, а не будут получены, например, в следующем месяце.
Читайте также
Давайте разберёмся с бизнес-аналитикой в маркетинге
Инструменты для проведения SWOT-анализа
Электронные таблицы
Провести анализ можно в табличных сервисах, например, Google Таблицах или Excel.
Чтобы построить матрицу SWOT:
- Составляют четыре отдельных таблицы: «Слабые стороны», «Сильные стороны», «Возможности», «Угрозы».
- Заполняют каждую таблицу.
- Все четыре таблицы сводят в одну.
На основе итоговой таблицы можно сформировать диаграмму, которая в простой визуальной форме отобразит положение дел в компании.
Графические редакторы
Некоторые графические редакторы имеют встроенные шаблоны для проведения SWOT-анализа. Например, у онлайн-редактор Canva есть библиотека готовых шаблонов, а результаты анализы можно отобразить в виде в графиков и диаграмм.
Онлайн-приложения
Провести анализ можно на специальных онлайн-сервисах. Примеры сервисов для SWOT-анализа: Smartsheet, SWOT, Creately. У них есть готовые инструменты для SWOT-диаграмм.
Заключение
- SWOT-анализ — это метод оценки деятельности компании. В процессе анализа рассматривают четыре группы факторов, которые влияют на компанию: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы. Результаты анализа позволяют бизнесу менять стратегию развития, расти, избегать ошибок и зарабатывать больше.
- SWOT-анализ проводят любые компании — от крупных холдингов до маленьких стартапов. Крупные компании, чтобы получить точные результаты, проводят отдельный анализ для каждого отдела.
- SWOT-анализ бывает трёх видов: экспресс, сводный и смешанный. Экспресс даёт общую картину о положительных и отрицательных сторонах бизнеса, а сводный более детальную, с конкретными цифрами.
- Для проведения анализа используют электронные таблицы, графические редакторы, онлайн-сервисы. Все они помогают систематизировать и визуализировать данные, но информацию для анализа пользователь должен собрать самостоятельно.