В фейсбуке меня спросили, как мы делаем контент:
Я начала было отвечать в комментариях и поняла, что это тема для отдельного поста. Потом я стала писать пост и поняла, что это слишком длинно и скучно. И тогда я решила обильно иллюстрировать материал.
Алёна, спасибо за вопрос. Ответ для тебя и для всех читателей.
Блог
Блог — это наш главный контент. Мы выпускаем статьи раз в неделю.
В последнее время более-менее наладился процесс выпуска статей, коллеги стали сами предлагать темы для материалов и вообще свыклись с мыслью, что у нас есть блог и в него можно писать. Спасибо им за это. Но такое стало происходить только сейчас, спустя три года. До этого было сложнее и я не стану разбрасываться советами по поводу «где найти темы для статей». Потому что до сих пор сама удивляюсь, как мы их находили.
Читайте также
Вообще у нас три основных варианта, как появляются темы статей:
- Ко мне подходят коллеги и предлагают темы для статей, спрашивают, интересно ли будет или нет.
- У меня есть небольшой пул идей, про что можно написать, и я предлагаю сделать это кому-то из коллег.
- Ваня или Вова (сооснователи) подходят и говорят: «Слушай, многоуважаемый господин N в нашей компании делает вот такую штуку, давай про это напишем».
Процесс работы над статьёй выглядит вот так:
Ещё у нас есть доска в Трэкере, где можно передвигать карточки с задачами на статьи по этапам:
Но лично я ей не пользуюсь, хотя и тщательно настраивала её сама. Все этапы в доске верные, но она не вписывается в мою рабочую рутину. А вот что вписывается:
Просто виджет в Трэкере, в который я вручную добавляю ссылки на задачи на статьи в работе, идеи статей и статьи на перспективу.
Это удобно, потому что в любой момент я с главной страницы таск-менеджера могу зайти в задачу по любой статье. Ну и ещё быстро вспомнить, что у нас планируется, и оповестить команду.
Читайте также
Дайджесты
Дайджесты — это проект, который мы очень любим и крайне гордимся. По крайней мере, команда, которая ими занимается. Дайджесты — это ежемесячная рассылка с самыми интересными ссылками за прошедший месяц. Ссылки мы берём из наших соцсетей, где выпускаем конспекты интересных материалов, и нашего блога.
Над дайджестами работает команда из шести человек.
Раздатки
Раздатки — это pdf с полезными материалами, которые можно получить на свою электронную почту. Мы не так часто их выпускаем, потому что это трудоёмко, каждый этап требует много времени:
- Собрать материал. Раздатки по нашим меркам — что-то более серьёзное и значительное по содержанию, чем просто статьи. Иногда материал приходится собирать с нескольких авторов. Поэтому сложен уже этот этап.
- Сверстать pdf, этим занимается дизайнер.
- Подготовить страницу раздатки: сделать иллюстрацию-обложку, написать и залить описание, создать форму для скачивания и настроить её. Мы настраиваем формы так, чтобы читателям, которые уже подписаны на наш блог, не приходилось заполнять её. При переходе из письма на страницу раздатки пользователи видят просто кнопку «скачать» и сразу получают файл. Читатели, пришедшие с других каналов, видят форму, в которой нужно оставить адрес электронной почты.
- Настроить виджет Мэничата, чтобы можно было получить раздатку в фейсбук-мессенджер.
- Настроить аналитику на странице раздатки.
- Анонсировать.
Соцсети
С охватами в фейсбуке стало совсем туго, но мы не отчаиваемся и продолжаем наполнять фейсбук и ВКонтакте полезными материалами. Идеальная ситуация, когда выпускаем посты раз в день, но это получается не всегда. Наши посты в соцсетях — это либо конспекты англоязычных и русскоязычных статей, которые нам самим понравились, либо анонсы наших новых публикаций в блоге. Мы пишем конспекты, чтобы читатель за 2-3 минуты мог прочитать что-то полезное, а при желании углубиться и познакомиться с информацией в источнике.
Соцсетями у нас занимаются в основном два человека. В основном Соня из нашей маркетинговой команды. Она переводит и конспектирует материалы, проставляет utm-метки, планирует материалы через Амплифер, включает рекламу. Я проверяю конспекты и подкидываю интересные ссылки. Иногда подключается Маша из команды писателей, чтобы поправить орфографические ошибки, если такие проскальзывают.
Чтобы находить интересные материалы, у нас есть специальный канал в Слэке, куда по RSS попадают новые ссылки из интересных источников:
Я или Соня выбираем самые интересные материалы оттуда, а потом Соня забирает их в публикацию.
Кейсы
Кейсы — самый сложный контент. При этом важный, поскольку ими интересуются клиенты.
Сложны кейсы по двум причинам.
Во-первых, их нужно согласовать с клиентами. Причём, как мужчины, которые боятся обвинения в харассменте, спрашивают согласия несколько раз, так и попросить у клиента разрешения на публикацию нужно трижды. Сначала нужно получить принципиальное согласие на то, чтобы опубликовать кейс. Потом показать черновик и уточнить, можно ли обнародовать информацию, которая там описана. И ещё один раз перед анонсом кейса попросить клиента о контрольной проверке.
Во-вторых, кейсы сложно вытянуть из коллег. Им всегда кажется, что ничего интересного они не сделали и рассказывать не о чем. Когда же оказывается, что всё-таки кейс будет интересный, коллегу надо выманить на интервью, записать за ним самое важное, оформить это в текст и отдать на согласование клиенту.
Пробы и ошибки Email Soldiers
На этот раздел у нас подписано 18 читателей, такой вот он ламповый:) В «пробах и ошибках» мы пишем про собственные эксперименты, ошибки, умозаключения, открытия и неудачи в маркетинге. В этом разделе нет обязательной регулярности выхода постов, а посты могут быть совсем простенькие, будто это просто записки маркетолога.
В основном туда пишу я. Сама пишу, сама редактирую, сама заливаю на сайт. Один пост писал Ваня — сооснователь агентства.
Почему мы ведём «Пробы и ошибки»? Потому что самим интересно поделиться иногда тем, что у нас происходит.
В целом
Над контентом работает вся компания, потому что все пишут статьи или рассказывают кейсы. Над процессом доведения контента до публикации работают обычно 5-6 человек: я как менеджер; автор материала; редактор; дизайнер; иллюстратор, администратор сайта.
Прошло уже больше трёх лет с момента, как мы начали систематично работать над маркетингом и контентом в том числе, но идеальных процессов всё ещё нет. Например, было бы круто, если бы в блоге заранее были готовы к публикации 2-3 статьи, которые мы вовремя выходили в срок. Но пока каждая статья обычно заливается за день до выхода.