Четыре месяца назад мы запустили контент-маркетинг для TimePad. Мы настроили аналитику, подключили отчёты Power BI и написали 11 статей в блог. Это были тексты об организации мероприятий: как управлять спикерами, что делать, если не успел продать билеты, как продвигать мероприятие в соцсетях и т.д.
Чтобы добыть эту информацию, мы взяли интервью у нескольких десятков экспертов. И знаете что? Интервью — это чертовски сложно! Особенно, когда тебе надо выудить информацию, которая будет не только интересной, но и полезной для читателя. При этом она должна быть практичной и не дублировать факты, которые уже есть в интернете.
Мы не успели стать гуру интервью, но выделили для себя несколько правил, которые помогут выпустить достойный материал.
Добейтесь интервью в устной форме
Есть два варианта, как проводить интервью: личная беседа или письменные ответы на вопросы. Многие предпочитают отвечать письменно, но попытайтесь добиться именно устного интервью. Так вы сможете не ограничиваться вопросами из списка, глубже раскрыть интересные темы и вывести человека на эмоции.
Но если собеседник против личной беседы, не давите на него. Некоторым людям действительно проще написать. У этого способа тоже есть свои плюсы — например, человек может перечитать написанное и увидеть, что упустил важную деталь. Если ответа будет недостаточно, вы всегда можете задать дополнительные вопросы.
Минус этого способа в том, что собеседник почти всегда затягивает с ответом. Если текст не прислали в срок, не стесняйтесь спросить, когда он будет готов. Писать дважды в день — это дурной тон, а вот напомнить о сроках — нет.
Обговорите с экспертом, сколько потребуется времени на интервью
Планируйте время на интервью и заранее обговорите его с экспертом. Мы обычно закладывали полчаса-час — в зависимости от того, насколько большой материал планировали. С заранее подготовленными вопросами за час вы добудете достаточно информации, при условии, что спикер не будет растекаться мыслью по древу.
Обговорить время важно ещё и потому, что спикер может не представлять, как долго вы планируете с ним разговаривать. У нас была нелепая ситуация. Мы две или три недели пытались договориться с экспертом об интервью, он несколько раз его откладывал, но наконец нашлось время на разговор. Мы начали с фразы «Это займет около 30 минут», на что тот ответил: «Что? 30 минут? Я не люблю так много говорить, когда нахожусь в общественном месте. Давайте я отвечу вам письменно».
Если бы мы заранее предупредили, сколько потребуется времени, мы бы не потеряли возможность пообщаться лично или как минимум сэкономили время, отправив вопросы письменно.
Убедитесь, что у эксперта есть на вас время
Нехватка времени — главная проблема, когда ты пытаешься найти эксперта для интервью. Почти все готовы делиться знаниями, но не у всех есть на это время. Если вам откажут, это полбеды. Хуже, если человек согласится, а потом ответит на вопросы кратко и поверхностно, потому что у него вагон дел.
В августе мы готовили статью о продвижении мероприятий в соцсетях. Хотели поговорить об этом с менеджером, который организует один из крупнейших гик-фестивалей в стране. Когда мы списались с ним впервые, до фестиваля оставалась неделя. Когда он смог с нами поговорить — три дня. В итоге разговор уместился в три минуты: собеседник отвечал максимально коротко, чтобы быстрее закончить и вернуться к своим делам. Текста не вышло. Чтобы у вас не возникло подобной ситуации, уточняйте, точно ли человеку удобно говорить. Точно ли есть время на вас. Если нет, переносите сроки или ищите других экспертов. В нашем случае мы справились без ответов того эксперта. Это был материал сразу из нескольких интервью, и нам хватило ответов других участников.
Изучите опыт эксперта и его сильные профессиональные стороны
Если всем задавать одинаковые вопросы, вы рискуете получить похожие ответы и в итоге — неинтересное интервью. Поэтому всегда нужно тщательно продумывать вопросы, гуглить информацию про собеседника и спрашивать о тех областях, в которых он лучше всего разбирается. Когда мы готовили материал о нетворкинге, мы общались с четырьмя спикерами. Мы поискали информацию — в гугле, соцсетях, блогах, узнали, на чём специализируется каждый, и задали вопросы, отталкиваясь от этих знаний. Так мы получили четыре разных текста на одну тему. Это касается не только интервью с экспертами: когда вы готовитесь к разговору с музыкантом, художником или спортсменом, схема будет та же. Вы должны найти максимально много информации и на основе неё придумать новые вопросы. Так вы получите интересные ответы, не повторяющиеся в других интервью.
Вышлите вопросы до интервью. Спросите, интересно ли на них отвечать
Герой интервью должен получить вопросы заранее. Так у него будет время поразмышлять над ними или попросить их скорректировать. Однажды нам так и сказали: вопросы не интересные. Это было действительно ценно и помогло нам сделать небанальное интервью.
После этого случая мы всегда заранее спрашивали собеседников, как они оценивают вопросы. О неинтересности речь больше не заходила, но пару раз мы объясняли, что именно хотим узнать. Благодаря этому героям было легче сформулировать ответ. Лучшая практика — созвониться до интервью и обсудить вопросы. Такой звонок заставит память и мозг собеседника работать в направлении будущей беседы, и интервью получится содержательнее.
Заранее определитесь, как будете записывать интервью
Какие-то статьи готовила я, а какие-то — моя коллега Надя. Мы использовали разные варианты записи интервью: я записывала аудио, а Надя печатала в гуглодок тезисы и уже из них собирала текст. В первом случае вы точно знаете, что сказал эксперт, во втором — получаете конспект без воды, который легко собрать в готовый материал. Я выбираю запись аудио именно из-за достоверности — так я уверена, что после интервью точно воспроизведу мысль собеседника.
Я люблю записывать конспект, потому что тогда материал получается более искренним. Когда я пишу с диктофона, в результате текст оказывается казённым. Не знаю, почему. Возможно, потому что в устной беседе человек особо не размышляет над формулировками. Зато когда пишешь интервью по конспекту, суть сохраняется, а форма обретает красивый вид. И все всегда были довольны конечным качеством.
Некоторые советуют сочетать оба подхода: писать интервью на диктофон и попутно делать пометки. Ещё лучше — помечать, на какой минуте и какой мыслью поделился ваш герой.
Беседуйте, а не задавайте вопросы по списку
Когда собеседник отвечает письменно, он ограничен списком вопросом. Когда вы общаетесь с ним лично, вы можете этот список расширять в зависимости от ответов. Проявляйте эмпатию, интересуйтесь собеседником и его рассказом, задавайте дополнительные вопросы. Но не забывайте, что весь фокус должен быть на герое интервью. Вы можете уточнить небольшую деталь, и она наведёт человека на интересное воспоминание. Если бы не ваш вопрос, он бы её и не вспомнил.
Выводите на эмоции
Спрашивайте не только о фактах и рабочих моментах, но и о том, что затрагивает эмоции человека или приятные воспоминания. Такие вопросы не всегда легко придумать, зато они раскрепощают собеседника, делают его более откровенным и словоохотливым. Ну и обычно в ответ на такие вопросы вы получаете интересные истории.
«На прошлой своей работе я брала интервью у врачей. Часто, как и любые другие люди, они чувствовали себя скованно перед камерой и могли отвечать довольно формально. Зато, когда я спрашивала, что они больше всего любят в своей работе, они начинали улыбаться, рассказывали, как прекрасна профессия врача, и делились трогательными историями про своих пациентов. Это была моя любимая часть интервью».
Полезно почитать
Подход EmailSoldiers к написанию статей
После интервью сразу спросите фотографии и как представить собеседника
Во всех интервью, устных или письменных, у нас был одинаковый последний вопрос: «Как вас представить в статье и какое фото можно использовать?». Это позволяло сэкономить сколько-то времени — от пары часов до нескольких дней. Если просить об этом на этапе согласования статьи — вновь затяните сроки.
Согласуйте текст, а после публикации пришлите собеседнику ссылку на материал
Не забудьте согласовать текст. Даже если вы записали ответ слово в слово, человек должен видеть, как это будет выглядеть в конечном варианте. Прислать ссылку на публикацию не обязательное правило, но хороший тон. К тому же собеседник может заметить ошибки, которых не заметили вы (и такое бывает).
Не соглашайтесь на плохой текст
Не может быть компромиссов, когда речь заходит о качестве и пользе материала для читателей. После интервью мы «собирали» текст и отправляли на согласование герою интервью. Кто-то оставлял материал как есть, кто-то исправлял пару фраз. Однажды один из героев не просто согласовал текст, а прислал нам полностью переписанный материал. Он никак не вписывался в редполитику TimePad, и, на наш взгляд, был не интересным для читателей. Мы посовещались и решили, что в таком виде его публиковать нельзя. Созвонились с героем и объяснили, что это не наш формат. В итоге он согласился на публикацию первоначального варианта.
Мораль: не стесняйтесь отстаивать свои права. Это ваш блог и именно вам нести ответственность перед читателями. И пусть это правило распространяется на все тексты в блоге.