Сегменты и группы в MailChimp: как настроить и пользоваться

сегменты и группы в MailChimp
В этой статье мы расскажем, как работать с сегментами и группами внутри Mailchimp. Со временем ваша база подписчиков будет расти. Чтобы рассылки были более эффективны, подписчиков нужно сегментировать или разбивать на группы. Для чего это нужно:
  • По конкретным сегментам можно отправлять точечные предложения, которые будут интересны только выбранным подписчикам.
  • Если вы шлёте слишком много промо на всю базу, подписчикам это может быстро надоесть. Они отпишутся либо перестанут открывать письма. Этот процесс называется выгоранием базы. Сегментирование позволяет учитывать взаимодействие подписчиков с вашими рассылками и их активность и, соответственно избежать выгорания.
  • По сегментам настраиваются автоматические письма, отправляются промо, выбираются подписчики по активности или по взаимодействиям с письмами. Ни одна серьёзная маркетинговая кампания не обходится без сегментации базы.

Группы, сегменты, теги

Прежде всего нужно определиться с терминологией. В MailChimp есть сегменты и группы. Эти термины часто используют вместо друг друга, но в MailChimp группы и сегменты — это два разных понятия. Поэтому в этой статье каждый раз, когда мы говорим про сегменты, мы имеем в виду Segments (в аккаунте MailChimp заходите в конкретный список рассылки → manage contacts → Segments). Соответственно, группы — это Groups (в том же меню). Чуть ниже мы рассмотрим разницу между ними. Дополнительные поля — характеристики подписчиков — называются Merge Tags. Поэтому иногда мы будем называть их тегами.

В чем разница между сегментами и группами?

Они действительно очень похожи, так что их легко перепутать. Ключевое отличие — условия попадания подписчиков. В сегменты подписчики попадают, потому что мы настроили определённые условия для этого. Как только подписчик перестанет соответствовать условиям, он пропадёт из сегмента и, возможно, попадает в новый. В группу человек попадает просто потому что мы его туда поместили. Мы можем передавать в API запросе, что люди со страницы подписки попадают в определённую группу. Или сами подписчики будут относить себя к конкретной группе при подписке. Никаких сложных условий для попадания или выхода из группы нет. Про настройку групп можно прочитать в нашей статье, посвящённой формам подписки MailChimp.Инструкция: формы подписки MailChimp Таким образом, работа через сегменты делает подписчика более мобильным. За маркетинговую кампанию он не раз может переходить из одного сегмента в другой, даже хотя бы из-за своей активности. В группах такой мобильности нет, в основном они формируются при первой подписке. Например, мы хотим разделить подписчиков по отрасли, в которой они работают. Создаём группы для каждой отрасли, потому вручную или автоматически помещаем подписчиков в каждую группу. Теперь мы можем по ним отправлять письма или настраивать автоматизацию.
что такое сегменты и группы в MailChimp
В работе с подписчиками в Mailchimp чаще используют сегменты, чем группы.

Merge Tags для создания сегментов

В основном для разделения базы используют сегменты. Каждый сегмент содержит условия, в зависимости от которых подписчик попадает в тот или иной сегмент. Условия создаются с помощью дополнительных полей — параметров, которые прописываются подписчикам. Здесь они называются Merge Tags. Без дополнительных полей у нас мало что получится, поэтому рассмотрим подробнее, что это и как с ними работать. Заходим в список подписчиков, вкладка Settings → List Fields And |MERGE| tags, как на скриншоте.
настройка сегментов в mailchimp
сегменты и группы в MailChimp
Здесь все дополнительные поля, которые настроены для конкретного списка. Изначально у вас уже будут некоторые готовые поля: почта, имя и фамилия. С помощью кнопки Add A Field можно создать своё поле. Давайте посмотрим, из чего они состоят:
  • Field label and type — название поля и его тип. Название поля можно писать на любом языке, главное, чтобы вам было понятно, какая информация в нём заложена. Это потребуется при создании сегмента, когда мы выбираем поле, ориентируясь на его название. Тип поля выбираете исходя из того, что за данные вы будет туда передавать. Например, это может быть текст, дата, число. Если поставить неправильный тип поля, то некоторые условия при создании сегментов будут к нему неприменимы.
  • Required — определяет, обязательно ли поле должно быть заполнено, чтобы подписчик попал в список рассылки. Всегда обязательно только одно поле — почта. По своему желанию можно выбрать, какие поля будут обязательными для заполнения.
  • Visible. Видимость поля для подписчика. Если человек подписывается через стандартные формы MailChimp, ему предложат заполнить все видимые поля. Возможно, что не все поля, доступные в системе, подписчик должен видеть и их лучше скрыть от него. Для этого и существует галочка Visible.
  • Put this tag in your content. Здесь пишем системное имя тега, которое будем подставлять непосредственно в вёрстку. У каждого поля есть два системных имени. Одно стоит по умолчанию, например, |MERGE1|, |MERGE2| и т.д.. Второе системное имя тегу задаём мы сами. Здесь можно писать что угодно, главное латинскими буквами и чтобы по названию легко можно было определить, что это за тег. Какое из этих двух значений использовать при работе, для системы не имеет значения. Главное, чтобы вы сами не запутались в обозначениях.
  • Default merge tag value. Значение поля по умолчанию. Графа не обязательна для заполнения. Нужна для того, чтобы прописать значение поля на тот случай, если оно останется пустым у подписчика. То есть, если вы заполнили эту графу, то поле в любом случае не будет пустым. Там будет либо значение, которое соответствует подписчику, либо значение по умолчанию. Например, у нас есть графа с именем подписчика. Если человек не указал имя, то мы подставляем туда стандартное значение, которое прописали. Например «Незнакомец». И в письме будет обращение «Привет, незнакомец».

Создание сегментов

Заходим в список контактов, с которым собираетесь работать, → Manage Contacts → Segments
как настроить сегменты в mailchimp
Так мы откроем список всех сегментов, которые у нас есть. Чтобы создать новый сегмент, в правом углу нажимаем Create Segment.
кнопка создать сегмент
После этого выбираем условия, как будет формироваться наш сегмент. Их может быть максимум пять. Добавляются они через кнопку Add.
условия создания сегмента в списке рассылки
Перед списком условий стоит выбор, соответствует ли сегмент всем условиям (all) или любому (any). Это важно, потому что если скомбинировать условия неправильно, то сегмент может получится совершенно не таким, как мы задумывали (сравните «кликнул на пять писем + мужчина» и «кликнул на пять писем ИЛИ мужчина»). Комбинировать условия all и any в стандартной версии нельзя. Такая функция доступна только Pro версии MailChimp.
Дальше мы задаём условия формирования сегмента по дополнительным полям или активности подписчиков. Одно условие состоит из трёх частей:
  1. Выбранное дополнительное поле. В данном случае мы хотим разделить базу на мужчин и женщин, поэтому выбираем поле «Пол»
  2. Отношение этого поля к заданному значению. Содержит/не содержит, начинается с / заканчивается на, полностью соответствует и так далее. Здесь количество вариантов определяется ещё и типом поля. Если тип поля «дата», то у него появятся варианты «До» и «После», но не будет вариантов «содержит», «начинается на», потому что это не текст. Отдельно стоит отметить такие варианты, как «Is blank» и «Is not blank» — соответственно заполненное поле и оставшееся незаполненным. Эти параметры часто нужны для формирования сегментов.
  3. Само значение, которое мы задаём.
настройка сегмента в mailchimp
Нажимаем Preview Segment, чтобы посмотреть, сколько людей попало в выборку. Откроется список, где можно посмотреть все данные по выбранным подписчикам.
полученный сегмент
Кнопка Save as segment справа сохранит выборку. Кнопка Edit вернёт вас на экран добавления условий. Формировать сегменты можно не только по дополнительным полям. Mailchimp собирает различную статистику на основе ваших кампаний, данных подписчиков. На основе автоматической статистики тоже можно строить сегменты. Вот несколько основных параметров, по которым можно отсортировать подписчиков:
  1. Активность. Кто открывал или не открывал последние пять кампаний или автоматических писем. Можно выбрать активность по какой-то конкретной кампании.
  2. Локация. Система определяет, где человек открыл письмо. Иногда этот параметр можно использовать вместо дополнительного поля «Город».
  3. Дата добавления в список подписчиков.
  4. Активность по ответам. Выбираем людей, которые отвечали или не отвечали нам на письма.
  5. Почтовый клиент, с которого человек открывает почту.
  6. Email marketing status. Важный параметр, который легко упустить. Он показывает статус подписчика в списке. Человек может быть подписан, отписан, иметь жалобу на рассылку в прошлом. Когда вы не учитываете этот параметр в сегменте, то в выборке будут люди со всеми этими статусами. И если у вас много отписанных людей, это надо учитывать при создании сегмента. А ещё лучше периодически чистить базу от «выгоревших подписчиков».
Ещё можно сегментировать людей в зависимости от групп в MailChimp, в которые они добавлены. А это значит, пришло время поговорить о том, что же такое группы в Mailchimp.

Группы

Чтобы открыть группы, заходим в список контактов, Manage contacts → Groups.
группы в mailchimp
Выполняют они ту же самую функцию, что и сегменты — сортируют контакты. У каждой группы должна быть как минимум одна подгруппа. На скриншоте ниже приведён пример разбивки подписчиков по отраслям их деятельности.
Чтобы создать новую группу, нажимаем на кнопку Create Group в правом верхнем углу. И дальше выбираем, как она будет называться. Добавляем подгруппы.
Подписчик может сам отнести себя к какой-либо группе. Например, при подписке на рассылку, где он должен конкретизировать интересующую тему: рассылка магазина → выбрать категории: косметика, одежда, товары для дома. В таком случае вашими группами будут «косметика», «одежда», «товары для дома». Также пользователь может выбрать группу при изменении настроек профиля. При создании группы обратите внимание на меню выбора, как оно будет отображаться при подписке. Тут всего четыре варианта:
  1. As Checkboxes — чекбоксы. Позволяют выбрать несколько вариантов и входить в несколько групп
  2. As radio buttons — радиокнопки, можно выбрать только одну группу.
  3. As a dropdown — выпадающее меню. Здесь тоже можно выбрать только один вариант. Разница от предыдущей версии в отображении.
  4. Don’t show these groups on my singup forms — не показывать группы в форме подписки. При таком варианте подписчики не смогут видеть группу при подписке, а значит и добавлять себя туда. Если вы выбираете такой вариант, то скорее всего, вам нужна только передача данных по API. С помощью неё можно перемещать подписчика из одной группы в другую.
Так выглядят группы в форме подписки

Грамотно и без космических обещаний

запустим CRM-маркетинг

Узнавайте об обновлениях блога Email Soldiers первым

Спасибо!

Осталось подтвердить подписку — кликнуть по кнопке в письме, которое мы вам отправили.

Похожие статьи

Как собрать письмо в Mailchimp с помощью Mailchimp Template Language

Шаблон, свёрстанный в HTML, можно редактировать, как в блочном редакторе. Рассказываем и показываем, как это сделать в Mailchimp.

Как настроить автоматическую рассылку статей в Mailchimp

Рассказываем, как настроить RSS-фид со статьями в Mailchimp и использовать его в автоматической рассылке.

Как тестировать API запросы в Mailchimp

На примерах разобрали, как тестировать API запросы в Mailchimp через сервис Postman.