Что такое индекс удовлетворённости клиентов CSI

Customer Satisfaction Index или CSI — это индекс, по которому оценивают удовлетворённость клиентов. Он показывает, насколько клиенту нравится взаимодействовать с компанией в момент покупки, консультации по телефону или в другой ситуации.

Чтобы рассчитать CSI, клиентам выдают анкеты с разными параметрами. Параметры — это то, что надо оценить, например, отзывчивость персонала, условия доставки, расположение магазинов в городе и так далее. Дальше клиенты напротив каждого параметра ставят баллы.

Когда все клиенты заполнили анкеты, маркетологи складывают оценки каждой графы, делят на количество респондентов и рассчитывают CSI для каждого параметра.

Читайте также

Показатель NPS: что это и зачем отслеживать индекс лояльности клиентов

Зачем нужен CSI

Через CSI определяют, комфортно ли покупателю обращаться в сервисное обслуживание, оформлять заказы на сайте, забирать посылки из пункта выдачи. Оценивать можно что угодно.

Если клиенту что-то не нравится, со временем он перестанет мириться с неудобствами и уйдёт к конкурентам. Это скажется на доходе компании. Если покупатели начнут уходить массово, тут и до банкротства недалеко.

Но если измерять CSI регулярно, можно устранить недочёты в работе. В итоге покупатели не уйдут за лучшим сервисом к другим брендам.

Ещё CSI позволяет:

  1. Выяснить, на что клиенты обращают внимание в первую очередь, когда взаимодействуют с компанией. Для этого их просят не только выставить оценки, но и указать, насколько лично для них важен каждый параметр работы.
  2. Определить, что нравится разным покупателям. Компания проводит опросы среди разных групп клиентов, которые объединены общими признаками. Так она узнает, как подстроиться под ожидания разных людей.
  3. Создать систему мотивации. Можно просить клиентов оценивать в анкетах менеджеров и отделы организации. По выставленным оценкам выплачивать сотрудникам премии, объявлять благодарности, дарить корпоративные бонусы.

Читайте также

Клиентам о email-маркетинге, часть 4. Открытия, клики, отписки, жалобы

Как рассчитать CSI

Подготовить анкету. Анкету разбивают на три колонки. В первую заносят параметры, которые будут оценивать клиенты. Параметры — это всё, что касается работы бренда: обслуживание на кассе, ассортимент, ценовая политика, работа сайта.

Вторую колонку «Оценка» оставляют пустой. Её заполнит покупатель: расставит баллы от 1 до 10, где 1 — «отвратительно», а 10 — «идеально».

Третья колонка — «Важность». Она также пустая и предназначена для клиента. Оценки в ней также будут по 10-балльной шкале, где 1 — «совсем не важно», 10 — «максимально важно».

анкета для расчёта csi индекс удовлетворенности клиентов
Пример анкеты с оценками клиента

Раздать анкеты. Раздают анкеты там, где клиенты смогут их получить. Например, на кассах, по почте или автоматически подгружают на сайте, как только клиент что-то купил в интернет-магазине.

Обработать анкеты и рассчитать CSI. Баллы выгружают или переписывают из анкет и считают CSI отдельно для каждого параметра: складывают все оценки и делят на количество респондентов. Формула CSI:

CSI = Сумма всех оценок / Количество респондентов

Что делать после расчёта индекса удовлетворённости клиентов

Искать проблемы в работе. Низкий CSI означает, что клиенты недовольны работой менеджеров, сайтом или логистикой. Задача компании, выяснить почему, и исправить.

Анализировать, как обстоят дела с сервисом в разные периоды. Делают так: сравнивают текущие оценки с прошлыми. Если CSI ниже, чем был, например, полгода назад, значит что-то идёт не так. Надо разобраться почему, и вернуть сервис на прежний уровень.

Выяснять, что для клиентов важно. Если параметры, которые для клиентов ключевые, но они плохо работают. Их надо исправлять в первую очередь, иначе клиенты перестанут покупать, уйдут к конкурентам. Это скажется на прибыли.

Какие у метода CSI достоинства и недостатки

Достоинства

  1. Клиенты не уходят. По низким оценкам из анкет узнают, что клиентов не устраивает. Если вовремя исправить ситуацию, покупатели не уйдут к другим брендам.
  2. Работают над тем, что важно для клиента. По оценкам важности определяют, какие параметры главные для клиентов. Эти параметры берут под контроль — следят, чтобы их качество не упало.
  3. Учитывают интересы разных покупателей. Можно узнать, что важно для отдельных покупателей и подстроить работу под их ожидания.
  4. Проанализировать, как работают сотрудники. По оценкам в анкетах можно оценить, как обслуживают клиентов операторы, менеджеры, продавцы, курьеры. Если оценки низкие, персонал обучают, либо увольняют и нанимают новый.

Минусы

  1. Клиента надо убедить заполнить анкету. Покупателям может быть некогда или лень проходить опросы. Поэтому компании заманивают их бонусами, скидками подарками, а это — финансовые траты.
  2. Расходы на специалистов. Чтобы разработать и настроить анкеты в интернете, собрать ответы, а потом их проанализировать, нужны маркетологи, программисты, системные администраторы. Хорошо, если все они есть в штате, а если нет — надо нанимать. Этот траты.
  3. Время. Процесс анкетирования небыстрый. Сначала придумывают анкеты, потом раздают клиентам, дальше выгружают ответы и анализируют. Только после этого компания может как-то по результатам CSI улучшать свою работу.

Заключение

  1. CSI или Сustomer Satisfaction Index — это индекс, который показывает степень удовлетворённости клиента компанией.
  2. Через CSI оценивают, понравилось ли клиенту техобслуживание, сервисный центр, консультация по телефону и так далее. Если что-то не устраивает, эту часть работы улучшают.
  3. Если бренд регулярно следит за CSI, может быстро узнавать, где его работа ухудшилась в глазах клиентов, и принимать меры.
  4. CSI-исследование показывает, какая часть работы бренда для покупателей главная. Именно за этими параметрами надо следить: если они ухудшились, работать над качеством.