Постмастер: что это за инструмент и как его настроить

Постмастер — это инструмент для анализа почтовых рассылок и рейтинга отправителя писем. Практически у всех почтовых провайдеров — Mail.ru, Gmail, Outlook — есть встроенный постмастер.

Зачем нужен постмастер

У сервисов почтовых рассылок нет опции, которая может отследить, в какую папку попало письмо в почте подписчика. Если письмо попало в спам‎, отправитель этого не узнает. Он продолжит рассылать письма до тех пор, пока его не заблокирует почтовый провайдер, заподозрив в мошенничестве.

Чтобы разобраться в причинах, почему письма попадают в спам, используют постмастер. Постмастер находит ошибки в доставке и помогает отследить репутацию домена.

Что такое репутация отправителя

Репутация — это то, насколько почтовый провайдер доверяет отправителю почты. Для этого провайдер «смотрит‎» на почтовый домен отправителя или его IP-адрес.

  1. Домен — это часть названия почтового адреса, которая идёт после значка @. Например, ‎‎mail.ru‎‎ — это домен. Под одним доменом можно зарегистрировать несколько почтовых ящиков.
  2. IP — это адрес, который указывает, где находиться отправитель почты, и помогает идентифицировать его среди прочих.

Провайдер ‎‎доверяет отправителю‎, если видит, что соблюдены два условия:

  1. Отправитель не рассылал раньше спам со своего домена или IP-адреса.
  2. На письма, отправленные с домена или IP-адреса отправителя, не жаловались получатели.

В таком случае письма попадают в папку «Входящие»‎. Если условия не соблюдены — в спам‎.

Репутация не статичная величина. Она может расти и снижаться. Чем выше репутация отправителя, тем вероятнее, что его рассылка попадёт в папку «Входящие»‎.

На репутацию влияют:

  1. Частота рассылок. Если с домена или IP-адреса отправлять много писем, то почтовый провайдер может заподозрить, что рассылка — спам, и снизит репутацию.
  2. Процент открываемости, OR или Open Rate. Это метрика, которая показывает, какой процент пользователей открыл письма. Если процент маленький, OR низкий — это снижает репутацию.
  3. Почтовые адреса с ошибками, корпоративные, временные или долгое время неактивные электронные адреса в базе рассылки. Подобная база выглядит, будто отправитель купил её нелегально.
  4. Спам-ловушки. Это почтовые адреса, которые выглядят, как настоящие, но такими не являются. Рассылка писем на спам-ловушки помечает отправителя как спамера, и его репутация падает.
  5. Отписки. Сообщают‎ провайдеру, что пользователи не интересуются рассылками отправителя. Отписки негативно влияют на рейтинг.

Из-за чего письма могут попадать в спам

Контент и его оформление

Высокий риск попасть в спам у писем, которые в заголовках содержат слова вроде «‎шанс»‎, «‎приз‎», «‎‎выигрыш‎». Это клише, которые часто используют мошенники. Провайдеры реагируют на подобные слова негативно и помечают письма как спам.

Также спам-фильтры блокируют сообщения, которые содержат внутри картинки без текста. Чтобы избежать блокировки, к картинке добавляют 3-4 предложения.

Чёрный список

Если IP-адрес в чёрном списке, все письма, отправленные с него, попадают в спам. IP попадает в список, если получатели неоднократно жаловались на рассылку с него, а контент писем не проходил спам-фильтр.

Некачественная клиентская база

Некоторые компании хотят как можно скорее заработать на почтовых рассылках. Вместо того чтобы собирать базу клиентов самостоятельно, они покупают её в интернете. База может содержать спам-ловушки, адреса с ошибками и неактивные адреса. Это ухудшает репутацию.

Если в базе окажутся активные пользователи, они будут жаловаться на рассылку, помечать её как спам или игнорировать, так как не давали согласие получать письма. Если жалоб много, отправитель может получить бан.

Отсутствие Double Opt-In

Если человек подписался на рассылку и ему надо подтвердить намерение получать письма не только на сайте, но и из почты, значит отправитель использует Double Opt-In — двухэтапную подписку. Double Opt-In защищает репутацию отправителя от жалоб подписчиков.

Если подписчики начнут жаловаться на рассылку, отправитель покажет почтовому провайдеру информацию, что те согласились получать письма через Double Opt-In. В итоге репутация не ухудшится.

Как подключить и настроить постмастер

Процесс настройки постмастера разных почтовых провайдеров примерно одинаковый. Рассмотрим, как подключить постмастер на Mail.ru:

  1. Откройте страницу постмастера Mail.ru и укажите свой домен.
    постмастер мэйл ру
    Стартовая страница настройки постмастера Mail.ru

    2. Настройте постмастер любым из трёх способов: через размещение HTML-файл в корневой каталог веб-сервера, мета-тега в тег <head> или DNS-записи через веб-интерфейс хостинг-провайдера.

    постмастер инструкции
    Инструкции, как настроить постмастер Mail.ru

Обзор постмастеров почтовых провайдеров

Постмастер Mail.ru

Даёт возможность просматривать статистику по отправленным рассылкам, если её получателями являются пользователи Mail.ru. Тогда постмастер отследит статистику доставляемости на почтовые адреса пользователей с доменными именами mail.ua, @inbox.ru, @list.ru, @bk.ru. В постмастере можно смотреть статистику рассылки за один день, неделю или месяц.

Среди доступных для анализа метрик:

  1. Количество отправленных писем. Показывает число писем, которые были отправлены за день, неделю или месяц.
  2. Жалобы. Количество жалоб, полученных от подписчиков, за период.
  3. Процент репутации отправителя. Репутация складывается из жалоб, поступивших за прошедшие 30 дней.
  4. Доставляемость в процентах. Отражает, сколько всего писем было доставлено за выбранный период.
  5. Тенденция жалоб. Как менялся процент жалоб за 7 к периоду 30 дней.
    постмастер мэйл ру 2
    Пример статистики в постмастере Mail.ru

Gmail Postmaster Tools

Постмастер Gmail может собирать статистику за 7, 30, 60, 90 и 120 дней. Период устанавливается вручную. Можно установить любой, но если выбрать, например, 90 дней и в середине этого срока проверить статистику — сформировать отчёт не получится. Также просмотр статистики доступен только в случае, если отправлять более 200 писем ежедневно на gmail адреса.

В постмастере Gmail можно посмотреть следующие показатели:

  1. Процент писем, которые были помечены как спам.
  2. Репутация IP. Высокая репутация домена также означает, что с большим процентом письма попадут в папку «‎Входящие»‎.
  3. Сбои доставки. Например, когда письмо не дошло или было отклонено почтовым сервером.

Репутацию IP адреса удобно изучить на графике. Зелёный цвет означает высокий процент репутации, жёлтый — средний, красный — репутация ниже среднего, бордовый — низкая репутация.

гугл
Пример репутации IP в постмастере Gmail

Outlook

При помощи постмастера Outlook отслеживают репутацию IP-адреса в экосистеме Microsoft, а также пользователей, от которых поступали жалобы на рассылки. Далее таких пользователей можно удалить из рассылки.

Выводы

Постмастер — это инструмент, который показывает статистику почтовых рассылок. У почтовых провайдеров есть свои собственные постмастеры с собственным набором функций и интерфейсом.

Используя постмастер, можно улучшить показатели рассылок: доставляемость писем, репутацию отправителя, процент писем, которые попадают в спам, количество жалоб и прочие.