Кейс: как мы запустили писательский курс в телеграме и как создать чат-бота для него

Год назад мы запустили свой писательский курс и чат-бота в телеграме. В чём суть: бот присылает в чат ссылки на учебные материалы и домашки. Читаешь теорию, делаешь задание, жмёшь «Проверить», через 3–5 дней получаешь обратную связь от куратора. В таком формате проходит 27 уроков, 16 заданий и дипломная работа.

На подготовку курса ушло больше года: мы собирали контент месяцев 10, вырывая время между клиентскими задачами. Тогда казалось, что самое сложное позади: за пару недель перенесём всё в чат-бота — и можно запускаться. На деле настройка бота заняла у нас ещё три месяца 🙂

В этой статье расскажу, почему процесс так затянулся и что важно учесть, если вы захотите запустить подобный курс.

И, конечно, мы не справились бы без ведущего CRM-маркетолога Email Soldiers Андрея Благова. Вся практическая часть работы легла на него.

Почему выбрали телеграм

Наш курс несколько раз менял обличья: мы стартовали с идеей записать обучающие видеоролики, потом заменили их статьями, но всё было не то. Нам хотелось идти не от формата, а от боли учеников.

Идея родилась, когда мы обсуждали общую для большинства курсов проблему — их не проходят до конца. На каком-то этапе ученику надоедает учиться, и он просто забрасывает уроки. Поэтому наша задача была в том, чтобы постоянно мотивировать продолжать обучение. Для этого требовалось:

  • разнообразить форматы, чтобы у студентов не пропадало ощущение нового;
  • упростить взаимодействие, чтобы человек мог учиться со смартфона и в любое время;
  • сделать уроки частью жизни человека, чтобы учебная среда вписалась в его рутину;
  • напоминать о себе, чтобы обучение шло непрерывно.

Мы закрыли эти пункты двумя условиями. Перенесли курс в телеграм и выбрали шесть форматов для оформления уроков:

  • текстовая лекция в Notion,
  • подкаст,
  • скринкаст,
  • плакаты с учебным материалом,
  • отдельные сообщения-заметки,
  • карточки с советами.
план писательского курса
План курса в таблице, справа — сообщения бота для учеников

Постарались автоматизировать всё, что возможно: если вы платите за обучение как физлицо, вам вообще не придётся взаимодействовать с людьми. Бот сам пришлёт ссылку на оплату, а после начнёт присылать уроки.

Читайте также

Что будет, если сделать писателя менеджером

Как выбирали платформу

У нас был список требований, что должна уметь платформа:

  • поддержка других мессенджеров помимо телеграма,
  • ключевые слова,
  • автоматические ответы на сообщения пользователя вне заданных сценариев,
  • интеграция с другими сервисами,
  • оплата внутри бота,
  • email-уведомления,
  • триггерные сообщения,
  • графический редактор автоворонок,
  • удобство для операторов.

В итоге выбирали из трёх платформ:

В каждой чего-то не хватало: например, в BotHelp на тот момент не было оплаты через тогда ещё «Яндекс Кассу» и мощностей для работы длинных цепочек. И это не считая небольших проблем с удобством использования и стоимостью.

Выбор пал на Chat2Desk. Разумеется, не без жертв: в платформе не было графического редактора сценариев работы. Он бы значительно упростил настройку автоворонок.

Читайте также

Автоворонки: снимаем белое пальто

Как решали проблемы с настройкой платформы под себя

Контент готов, платформа выбрана, оставалось всего ничего: создать цепочки сообщений для разных сценариев, добавить оплату и начать наконец собирать свои миллионы.

Кто ж знал, что перед нами гидра. Решая одну задачу, мы получили четыре новые:

  1. Настроили бота, чтобы минимизировать работу человека, но так и не придумали, как автоматизировать два процесса: создание уникальных рабочих тетрадей для учеников и оплату для юрлиц.
  2. У каждого своя скорость обучения. Он должен сам решать, сколько уроков хочет получить за день. Отправлять просто по одному в день — неудобно для учеников.
  3. Ученики не должны получать новые уроки, пока не выполнят домашние задания, иначе обучение не принесёт пользы. Как это настроить?
  4. И как куратору получать уведомления о вопросах и выполненных домашних заданиях?

Были и мелкие проблемы. Во время тестирования мы осознали, что не весь контент подходит для телеграма. Например, учебные карточки. В первой итерации они были горизонтальными. Мы заметили, насколько это неудобно, когда отправили их в общий чат в телеге — похвастаться коллегам. С телефона их читать было невозможно 🙂

Так появились вертикальные карточки:

вертикальная карточка для курса 1

вертикальная карточка для курса 2

Или домашки. Как их отправлять, учитывая, что у каждого ученика уникальная рабочая тетрадь с 17 заданиями?

как создать чат-бота для писательского курса, шаблон рабочей тетради
Шаблон рабочей тетради. Справа — список рабочих тетрадей наших учеников

Но эти проблемы решались за час или два, так что не буду на них останавливаться. Если хотите узнать о чём-то подробнее, спросите в Soldiers Chat — расскажем 🙂 А пока о головах гидры из списка выше.

Как разобрались с оплатой для физических и юридических лиц

В Chat2Desk есть две сущности для настройки оплаты внутри бота: платёжные системы и сценарии платежей. На тот момент вы выбрали «Яндекс Кассу» (сейчас это ЮKassa): через неё удобно платить банковской картой.

Чтобы подключить платёжную систему к аккаунту, нужен номер магазина внутри кассы (shop id) и его api-key. В Chat2Desk api-key почему-то называется Client App Key, что может сбить с толку тех, кто подключает её первый раз.

Api-key в «Яндекс Кассе» находился в разделе «Интеграции», но в нашей кассе этого раздела не было, так как мы создавали её давно и не для подобных целей. Пришлось звонить в поддержку «Яндекса»: нужные раздел и ключ появились в аккаунте через 40 минут.

Оплата для физических лиц

Физические и юридические лица оплачивают обучение по-разному. Физические лица — напрямую через бота при нажатии на кнопку «Пройти курс»

как создать чат-бота в Chat2Desk
Так выглядят настройки сообщения для оплаты в Chat2Desk

Когда ученик нажимает на кнопку, бот присылает ссылку на счёт. Далее всё идёт по сценарию:

как создать чат-бота в телеграме и ссылку на оплату

После оплаты в личную карточку ученика добавляется необходимый тег, а дальше — запускается сам курс.

Читайте также

Квест на день рождения с помощью чат-бота: как придумали и организовали

Оплата для юридических лиц

При оплате от юридического лица необходимы реквизиты для выставления счёта, так что без оператора не обойтись.

Ученик присылает реквизиты компании, на имя которой будет создан счёт для оплаты курса. Подключается живой человек: он проверяет реквизиты, создаёт счёт и отслеживает оплату.

проверка реквизитов

Оператору нужно быстро принимать заявки и отвечать на вопросы, поэтому мы настроили email-оповещения и уведомления от мобильного приложения Chat2Desk.

Приложение позволяет быстро реагировать на сообщения учеников, если оператор не у компьютера:

как создать чат-бота, который будет быстро реагировать

Email-уведомления сообщают оператору, какие события происходят в чате. Например, когда пользователь отправляет реквизиты и нажимает «Готово«‎, оператору приходит письмо, где будет ссылка на нужный чат.

Чтобы уведомления не попали в спам и не потерялись среди других писем, настроили операторам фильтр: уведомления сразу прилетают в отдельную папку.

Читайте также

Что делать, если письма попадают в спам

Мы предусмотрели разные варианты написания ключевого слова на случай, если ученик напишет его транслитом или с ошибкой.

как создать чат-бота в телеграме для курса с разными вариантами запросов

Дальше оператор забирает реквизиты для проверки. Когда счёт выставлен и оплачен, оператор заходит в карточку пользователя и вручную назначает ему тег, чтобы курс стартанул:

как создать чат-бота в телеграме и карточку пользователя

Чтобы бот начинал работу с приветствия и выбора лица для оплаты, мы выдаём ученикам непрямую ссылку, которая запускает туннель с необходимым содержимым. Если перейти по ней ещё раз, курс не запустится повторно.

Как создаём рабочие тетради для учеников

На старте бот спрашивает имя и email ученика и добавляет эти данные в карточку:

как создать чат-бота в телеграме и добавить данные в карточку

Когда ученик вводит своё имя и адрес почты, оператору приходит уведомление. В нём указаны данные нового пользователя и напоминание, что необходимо создать ему рабочую тетрадь.

Оператор создаёт эту самую тетрадь в Notion и добавляет ссылку в карточку ученика в заранее созданное дополнительное поле. У нас так и не получилось автоматизировать этот момент 🙁 Дальше бот подставляет ссылку во все сообщения с домашками, чтобы ученику не приходилось листать чат в поисках первого сообщения с тетрадью.

Когда ученики получают сообщения от бота

Сначала наши цепочки были линейными. Сообщения отправлялись друг за другом: каждый день именно в то время, когда бот отправил ученику первый урок. В таком сценарии был огромный минус: если ученик оплачивал курс в час ночи, все уроки приходили ему ночью.

Поэтому мы добавили возможность самостоятельно запустить курс и выбрать удобное время для обучения:

как создать чат бота и в нём выбрать удобное время для обучения

После тестовых запусков стало понятно, что этот вариант работает: ученики выжидают и запускают курс в нужный момент.

Как отправляются несколько уроков подряд

На старте мы планировали отправлять каждый день одно сообщение с теорией и одно с домашним заданием. Тогда курс выглядел просто как цепочка примерно из 70 сообщений, которые приходили одно за другим.

Но у такого варианта было три жирных минуса:

  1. Некоторым ученикам не хватало одного урока в день. Нужно было придумать, как присылать им дополнительные задания.
  2. Если ученик не выполнял домашние задания, курс нужно было приостанавливать. Иначе в чате с ботом скапливались уроки и домашки, в которых сложно ориентироваться.
  3. Мы не хотели, чтобы весь курс можно было «‎протыкать» за полчаса, не выполнив ни одного домашнего задания.

Чтобы разобраться с этим, мы разделили курс на 24 автоворонки, в каждой — от двух до пяти сообщений. Каждая заканчивается стоп-заданием: пока не выполнишь, не получишь следующее сообщение.

как создать чат-бота с автоворонкой

Если сделал домашнее задание, можешь нажать на кнопку «Получить ещё один урок». Тогда тебе придёт ещё один пост и ещё одна домашка. Максимум за день — три теоретических материала и три домашки. Так студенты при желании могли проходить курс быстрее.

Как куратор узнаёт, что пора проверить домашку

Когда ученик проходит часть курса, бот присылает домашнее задание со ссылкой на рабочую тетрадь в Notion.

как создать чат-бота для писательского курса — первое сообщение о домашке
Так выглядит первое сообщение о домашке в Chat2Desk

Мы просим учеников жать кнопку «Сделано», когда выполнят задание. После нажатия происходят три вещи:

  • куратору приходит email со ссылкой на рабочую тетрадь и номером домашнего задания, которое было выполнено;
  • в чат приходит сообщение, что уведомление ушло куратору, он проверит домашнее задание и ответит в течение трёх дней;
  • ученику автоматически присваивается тег, который запускает новый туннель со следующими уроками и заданиями.

Таким образом, курс нельзя пройти, если не будешь делать домашки. Конечно, можно просто нажимать «Сделано», не делая ничего. Но куратор быстро заметит пустые поля в тетради и остановит цепочку сообщений.

Вместо вывода

Курс получился удобным для нас и учеников — и это благодаря сотне шишек, которые мы набили, пока настраивали всё вслепую и переделывали контент под новый формат.

Когда будем пилить следующий курс, обязательно учтём две вещи:

  • максимально проработаем структуру, так как изменять контент после настройки долго и неудобно;
  • сразу определимся с инструментами, которые будем использовать в обучении.

Ну и, конечно, ещё раз ссылка на курс. Он подойдёт тем, кто хочет научиться писать просто, понятно и цепляюще: маркетологам, начинающим копирайтерам, контент-менеджерам и кому угодно, кто работает с текстами.


Напоминаем, что в нашем телеграм-канале «Маркетинг за три минуты» мы пересказываем самые интересные материалы об онлайн-маркетинге в формате постов-трёхминуток — подписывайтесь и будьте в курсе. А если вы хотите поболтать и поделиться мыслями, приходите к нам в CRM-Chat.

Узнавайте об обновлениях блога Email Soldiers первым

Спасибо!

Осталось подтвердить подписку — кликнуть по кнопке в письме, которое мы вам отправили.

Похожие статьи

Текст для смс-рассылки. Примеры и советы по написанию

Какие тексты нужны для смс-рассылок: особенности структуры и запуска.

К нам пришла ФАС, или Что бывает за несогласованную рассылку рекламных смс

Как правильно брать согласие пользователя на рассылку, чтобы потом не платить штрафы.

Популярные мессенджеры: список российских и мировых сервисов. Обзор 2021

Рассказываем, откуда взяли мессенджеры и какими сервисами сегодня пользуются в России и в мире.