Чат-бот — это программа-алгоритм, которая выглядит как виртуальный помощник-собеседник. С ней можно общаться письменно или с помощью голоса. Программу встраивают в мессенджеры, социальные сети, мобильные приложения, онлайн-чаты на сайтах — везде, где пользователю может понадобиться помощь.
Читайте также
Что такое чат-бот и как он работает на самом деле. Интервью с Ульяной Жериновой
Общение с ботом происходит так. Пользователь открывает сайт и у него возникает вопрос, например, можно ли оплатить покупку через WebMoney. Он пишет вопрос во встроенный онлайн-чат и сразу получает ответ от виртуального оператора. Виртуальный оператор — это и есть чат-бот.
Как работает чат-бот
Бот — это программа, в которой прописан определённый сценарий вопросов и ответов. В него попадают те вопросы, которые может задать пользователь, и ответы, которые бот на них покажет. Сценарий прописывает разработчик бота.
Чтобы вызвать чат-бота, пользователь либо нажимает кнопку, либо пишет в диалоговом окне стартовую команду, которая запускает бота — например, start, «Начать» или «Привет».
Дальше чат-бот работает так:
- Пользователь пишет основной вопрос.
- Чат-бот распознаёт, что за слова написал пользователь, и сопоставляет их с готовыми шаблонами ответов в своём сценарии.
- Если находит подходящий ответ, отправляет пользователю. Если не находит, переводит пользователя на живого оператора.
Чем чат-боты полезны бизнесу
Виртуальный помощник может справиться с большинством шаблонных вопросов, поэтому бизнес использует чат-ботов, чтобы сократить штат сотрудников и не тратить деньга на зарплаты.
В отличие от живых сотрудников, чат-боты не только работают бесплатно, но дополнительно:
- на связи с клиентами круглосуточно и без выходных;
- отвечают нескольким клиентам одновременно;
- собирают данные о клиентах, которые бизнес использует для продвижения своих товаров и услуг, например, настраивает персонализированные почтовые рассылки;
- «говорят» на нескольких языках и могут помочь иностранным клиентам;
- автоматизируют рутинные процессы: отправляют электронные письма, обрабатывают платежи, напоминают о важном;
- рекламируют товары и услуги: рассказывают об акциях, обновлении ассортимента.
Где используют чат-ботов
Ресторанный бизнес
В ресторанном бизнесе чат-ботов используют, чтобы клиенты могли бронировать столики или заказать доставку еды. Бота можно запрограммировать так, что он найдёт ближайший ресторан по ряду параметров, если включена геолокация, или подберёт список блюд для торжественного события.
Интернет-магазины
Интернет-магазины используют чат-ботов в качестве помощников при работе с клиентами. Боты могут отвечать на вопросы покупателей, оповещать, где находится заказ — уже отгружен со склада или только поступил в пункт выдачи.
Если чат-бота интегрировать с платёжными системами, он будет принимать оплату, отправлять чеки клиентам. Это делает процесс покупки быстрее.
Клиники
Чат-боты могут расшифровывать анализы и по их результатам записывать пациентов к нужному врачу на дальнейшую консультацию. Также боты рассылают расписание врачей, записывают пациентов на приём, а при интеграции с платёжными системами позволяют оплатить лечение онлайн.
HR-службы
HR-боты могут решать простые организационные вопросы сотрудников: составлять расписание, сообщать о зарплате, напоминать о праздниках и нерабочих днях. HR-боты умеют подбирать соискателей на вакансию по навыкам и отсеивать неподходящих кандидатов.
Читайте также
Квест на день рождения с помощью чат-бота. Часть 1: как придумали и организовали
Как создать чат-бота самостоятельно
Создать чат-бота сразу в мессенджере или в соцсети нельзя. Надо зарегистрироваться на специализированной платформе и уже там собрать чат-бота, а после подключить его к соцсетям.
Читайте также
Квест на день рождения с помощью чат-бота. Часть 2: как реализовали технически
Исключение — Telegram. Внутри мессенджера есть бот, который помогает создавать других чат-ботов людям без навыков программирования. Вот алгоритм, который описывает, как создать бота:
- Зарегистрироваться в мессенджере и в поиске набрать BotFather.
- Ввести команду /start, которая откроет список функций, необходимых для создания, настройки и редактирования бота.
- Чтобы создать бота, выбрать Create a new bot и отправить команду /newbot.
- Придумать и указать имя бота на английском языке.
- Придумать ник боту. Ник должен заканчиваться на слово bot. Если он уже занят, @BotFather попросит придумать новый.
- Получить от @BotFather токен бота — уникальный набор символов, который подтверждает подлинность бота в системе. Скопировать токен.
- Написать в поисковой строке мессенджера @ControllerBot. Откроется чат с ботом-помощником, созданным для администрирования каналов в Telegram. Отправить ему скопированный токен.
- Отправить в @ControllerBot ник канала и город, в котором он находится. Это необходимо для настройки часового пояса.
- Выйти из @ControllerBot и зайти в настройки канала. Добавить созданного бота в администраторы.
- Запустить @ControllerBot и ввести команду /newpost. Выбрать канал, в котором нужно сделать публикацию. @ControllerBot перенаправит в чат с созданным ботом, где можно создавать пост.
Читайте также
Кейс: как мы запустили писательский курс в телеграме и как создать чат-бота для него
Простые конструкторов чат-ботов
Конструктор ботов — это платформа для создания чат-ботов, на которой любой человек без навыков программирования может создать собственного виртуального помощника. Расскажем о некоторых простых в использовании конструкторах.
«БроБот»
В «БроБот» можно создать чат-бота для соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники». У сервиса есть опции, которые позволяют запрограммировать бота так, чтобы он мог переписываться с пользователями, ставить лайки постам, выкладывать и репостить публикации, оставлять комментарии.
Robochat
Чат-бота, созданного в Robochat, встраивают в социальную сеть Вконтакте. В зависимости от опций, бот может присылать пользователям сообщения, отвечать на их вопросы, регистрировать заявки, принимать оплату через сервис «Яндекс.Деньги».
У Robochat есть бесплатный тариф для сообществ до 50 000 участников. Если участников больше, нужно купить подписку. Её стоимость зависит от того, сколько участников в группе.
PuzzleBot
Бота, созданного в PuzzleBot, можно интегрировать в Telegram. На сайте сервиса говорится, что для настройки бота потребуется всего семь минут. У сервиса есть база знаний, собственное мобильное приложение, техническая поддержка и статистика работы чат-бота.
Разработчик чат-бота на платформе может использовать функцию модерации. Она позволяет работать с подписчиками бота: делить их на категории, давать или отнимать права участникам чата.
Сообщения, отправленные ботами PuzzleBot, можно редактировать после отправки. Также настройки бота позволяют создавать сценарии — отправлять заранее заготовленные посты с заданной последовательностью и промежутком времени.
Бесплатный тариф предусмотрен для каналов до 150 подписчиков.
Leadtex
Leadtex — это конструктов чат-ботов для Viber, WhatsApp, Telegram. Боты, созданные в Leadtex, умеют принимать заказы и оплату через платёжные системы. Если вдруг бот не поймёт вопрос или возникнет конфликтная ситуация с клиентом, то администратор может вмешаться в разговор бота и пользователя.
В личном кабинете пользователя Leadtex можно посмотреть аналитику: количество просмотров публикации и её репостов, количество новых подписчиков, средний охват поста. Это позволяет проанализировать эффективность рекламных рассылок.
Бесплатный доступ к полному функционалу действует в течение семи дней. Но если у компании не более 500 контактов и не требуется интеграций с платёжными системами и базами CRM, то можно воспользоваться бесплатным тарифом.
Manybot
Бота из Manybot можно встроить в Telegram.
В Manybot есть функции, которые помогают запрограммировать бота так, чтобы он отправлял подписчикам тексты и медиафайлы, делал автопостинг публикаций из соцсетей, отвечал на пользовательские команды по поиску фото и аудиотреков сразу в Telegram. Доступ к сервису полностью бесплатный.
Chatgun
Конструктор чат-ботов для соцсети «ВКонтакте». В чат, в котором клиент общается с чат-ботом, можно добавлять различные кнопки — элементы вызова команд чат-бота. Они заменяют ручной ввод текста при общении с чат-ботом. Это проще, потому что не надо писать команду, а можно быстро кликнуть кнопку.
Бот, созданный в Chatgun, отвечает на вопросы пользователей, отправляет картинки и видео, рассылает рекламные объявления.
У сервиса есть служба поддержки и бесплатная пробная версия.
Читайте также
Обзор агрегаторов и конструкторов чат-ботов
Заключение
- Чат-боты — алгоритмы, которые автоматически отвечают на вопросы клиентов, отправляют рекламные предложения в чаты, принимать заказы от клиентов, оповещать о доставке, ведут тематические каналы в соцсетях и мессенджерах.
- Для создания бота не надо обладать навыками программирования. Собрать бота может каждый на специальных сервисах-конструкторах.
- После создания бота на конструкторе его интегрируют в соцсети, мессенджеры, сайты, приложения. Они начинают принимать обращения от пользователей, помогают решать технические неполадки, регистрируют новые заказы. В результате сотрудники отделов продаж и служб поддержки не тратят время на рутинные задачи.
- Ботов используют в ресторанном бизнесе, медицине и в индустрии красоты, в инфобизнесе и в онлайн-торговле.