E-commerce или электронная коммерция — это любая покупка, продажа, бронирование, перевод денег или платёж в интернете.
Электронная коммерция — это по сути онлайн-торговля. Для неё разрабатываются специальные программы, платёжные системы и приложения, чтобы потребителям товаров и услуг было удобно покупать в сети.
Электронная коммерция требует следующих основных составляющих:база данных, чтобы собирать в ней все данные о товарах, услугах, клиентах и платежах;
- сервер, на котором будет храниться база и обрабатываться различные запросы;
- служба доставки, чтобы доставлять оплаченные заказы.
В этой статье разберём, как работает электронная торговля, поговорим подробно, что к ней относится, какие достоинства и недостатки у неё есть и каких видов она бывает.
Читайте также
Все триггеры для e-commerce в одной схеме
Как работает e-commerce
Помимо сервера, базы данных и службы доставки, для электронной коммерции требуются:
- Интернет-площадка, которая выполняет роль магазина. Это может быть веб-сайт, агрегатор, маркетплейс, аккаунт в социальных сетях или телеграм-канал.
- Рекламные каналы, которые привлекают потенциальных клиентов на интернет-площадку. Например, контекстная реклама, таргетированная реклама, почтовые рассылки, SEO-продвижение, сотрудничество с блогерами и прочее.
- Различные системы автоматизации, которые заменят живых сотрудников и упростят процесс продаж. Допустим, CRM-система, системы складского и бухгалтерского учёта, онлайн-касса, чат-боты и так далее.
- Клиентская служба. Это люди, выполняющие работу, которую не могут сделать программы или алгоритмы. Например, программы не могут сами упаковывать заказы и отправлять их со склада — нужен человек.
Цикл электронной торговли
- Покупатель узнаёт о веб-ресурсе из рекламного канала, переходит на торговую площадку, изучает ассортимент и принимает решение приобрести товар. Открывает каталог и оформляет заказ.
- Заказ попадает на сервер, а оттуда через определённую систему на экран компьютера менеджера.
- Менеджер изучает заявку и проверяет через базу данных, есть ли товар на складе. Если товар есть, магазин подтверждает заказ покупателю, и тот его оплачивает.
- Происходит автоматическое обращение к финансовой системе, подключённой к магазину, с запросом обработать оплату клиента.
- Финансовая система проводит оплату, либо блокирует её в зависимости от ситуации — допустим, если на карте покупателя не хватает денег. Если оплата проходит успешно, менеджер подтверждает платёж и уведомляет об этом сервер.
- Сервер автоматически отправляет покупателю сообщение, что оплата принята магазином, а заказ поступил в обработку.
- Заявка покупателя направляется на склад, где сотрудниками формируется товар для отправки.
- Логистическая компания доставляет товар клиенту.
- Как только товар покидает склад, сервер отправляет клиенту уведомление на e-mail или смс, что товар уже в пути.
Это алгоритм электронной торговли для интернет-магазинов. Он будет похож для онлайн-сервисов и интернет-банкинга. Но так как их услуги не физические, а цифровые, шагов со складом в алгоритме не будет.
Читайте также
Триггерные рассылки и прибыль в e-commerce
Какие достоинства и недостатки есть у e-commerce
Электронная торговля имеет ряд преимуществ.
Почему стоит заниматься e-commerce
Некоторые затраты отсутствуют
Чтобы продавать товар, не нужно арендовать помещение, офисы, склады, нанимать штат продавцов и консультантов, покупать кассовое оборудование. Нужно создать сайт или группу в социальной сети, нанять нескольких операторов и заключить договор со службой доставки.
Расширенный рынок
В интернет-торговле не так важно, где находится покупатель. При продаже физических товаров, чтобы отправлять товар в любые города, нужно только заключить договоры с логистической компанией. Ещё проще продавать, если у бизнеса цифровые продукты. Их клиенты могут находиться в любой точке мира.
Аналитика торговли
Если к интернет-магазину подключить аналитику, которая собирает информацию о клиентах, можно анализировать их звонки, собирать статистику о сделках, изучать, из каких рекламных каналов приходит больше клиентов и какие товары они просматривают чаще.
Это позволит накапливать данные, которые помогают улучшать взаимодействие с клиентом, улучшать рекламную стратегию и бизнес-стратегию.
Трудности e-commerce
Необходимость следить за безопасностью данных
Торговля в интернете требует гарантии безопасности личных данных покупателей и других участников коммерческой деятельности. Необходимо использовать безопасный протокол соединения, капчу и другие варианты борьбы с мошенничеством.
Доставка должна быть чётко отлажена
Доставка последней мили — конечный этап движения продукта до конечного потребителя — должна быть отлажена. Необходимо, чтобы клиент получал свой товар вовремя и целым. Если доставка будет опаздывать, а курьеры нарушать целостность упаковки заказов, это может вызвать недовольство клиентов.
Высокая конкуренция
В популярных нишах бизнесу придётся конкурировать за внимание каждого клиента с крупными лидерами. Понадобятся бюджеты на маркетинг, SMM-продвижение, SEO-оптимизацию сайта и так далее.
Читайте также
Что делать интернет-магазинам в email-маркетинге
Как государство регулирует электронную торговлю
В России отсутствует единый правовой акт в сфере e-commerce. Все нормы, которые регулируют электронную торговлю, распределены по существующем законам: нормам Гражданского кодекса РФ, нормативным правовым актам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В правовом регулировании e-commerce также участвуют акты Центрального банка, которые помогают определять правила электронных сделок, защищать права потребителей, устанавливать ответственность.
А базой выступает Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Электронная коммерция регулируется и законодательством, которое представлено Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
Этот закон включает понятие «субъекта, участвующего в электронной торговле». Это владелец агрегатора информации о товарах — специальной программы или сайта/страницы в интернете.
Какие виды e-commerce существуют
b2b
Торговля business-to-business. Это схема электронной коммерции для компаний, которые через интернет продают товары или услуги другим компаниям. В b2b компании занимаются продажей запчастей, сырья, комплектующих другим фирмам и предприятиям. А также услугами: аутсорсинговыми, юридическими, финансовыми и так далее.
b2с
Торговля business-to-consumer. Этот тип e-commerce, в котором участниками торговли выступают компания или юридическое лицо — со стороны продавца — и физические лица как покупатели. Сюда относятся онлайн-магазины техники и одежды, платформы с обучающими курсами, продажа лицензированного программного обеспечения для обычных пользователей.
с2с
Схема consumer-to-consumer. В этом случае один потребитель — физическое лицо — продаёт что-то другому. При этом потребители не являются предпринимателями, а взаимодействуют друг с другом, чтобы сэкономить или получить взаимную выгоду.
Пример с2с — проект BlaBlaCar, в котором водитель берёт с собой в поездку попутчика, чтобы тот фактически оплатил бензин. А пассажир получает поездку дешевле, чем если бы выбрал официальных перевозчиков.
с2b
Схема customer-to-business. Здесь услуги и товары поступают от физического лица компании, бизнесу.
Пример c2b — платформа для фрилансеров, на которой специалисты предлагают выполнить какие-то услуги для компаний, например, создать логотип или настроить рекламу.
b2a
Схема business-to-administration. Такой тип e-commerce предполагает, что коммерческие отношения строятся между правительством и IT-компаниями.
IT-компания может разрабатывать программное обеспечение, которое собирает данные пользователей в интернете или, например, распознаёт лица в системах городского видеонаблюдения.
c2a
Торговля consumer-to-administration. В этой схеме взаимодействуют правительство и потребители — физические лица. Пример c2a — оплата налогов через личные кабинеты Федеральной налоговой службы.
Электронная коммерция: примеры
Аукционы
Это специальные интернет-площадки, на которых продаются уникальные товары.
Также аукционом могут быть ресурсы, на которых выкладываются объявления без конкретной цены. Пользователи сами делают ставки, а покупателем становится тот, кто сделал самую высокую ставку.
По такому принципу работает eBay. На eBay используются автоматические ставки.
Пользователи под товаром указывают максимальную сумму, которую готовы заплатить. Размер этой ставки скрыт от продавца и других пользователей торгов.
Интернет-аукционы получают прибыль с аукционных сборов за автоматизированные продажи.
Биржи
Это сайты, на которых собираются исполнители и заказчики. Заказчики размещают, какие услуге им необходимы, а исполнители предлагают свою цену.
Биржи могут быть разной тематики. Популярная биржа — YouDo. На ней можно найти исполнителя на любую работу — от разработки приложения до клининга.
Биржа зарабатывает на комиссии, которую забирают, когда заказчик переводит деньги исполнителю.
Интернет-каталоги
Это сайты, которые размещают ссылки на другие сайты, в том числе и на интернет-магазины.
Люди используют каталоги, чтобы найти что-то в интернете. Например, стоматологическую клинику или химчистку.
Прибыль таких каталогов — с предоставления места под ссылку другим веб-ресурсам. Либо комиссия с каждой покупки, которую сделал пользователь, пришедший на сайт через интернет-каталог.
Сервисы коллективных покупок
Это веб-ресурсы, которые позволяют группе людей единоразово выкупать у продавцов много товара по оптовой цене
Система коллективных покупок позволяет продавцам получать много клиентов благодаря значительным скидкам. А сам сервис коллективных покупок получает доход от продажи прав на получения скидки.
Скидки бывают:
- Стандартные. Они срабатывают, когда какой-то товар собирает достаточное количество заявок от покупателей. Тогда сервис от имени покупателей приобретает товар по оптовой цене у поставщика и организует его доставку всем участникам покупки.
- Купонные. Это когда пользователи сервиса покупают у сервиса купоны, которые позволяют получить скидку. Купоны покупателей накапливаются до определённого количества, после чего активируются, и покупатели получают право на скидку. Если необходимого количества купонов собрать не удаётся, то акция считается несостоявшейся, а покупатели получают деньги обратно на счёт в «Личном кабинете».
Пример сайта совместных закупок Sima Land:
Подведём итог
Электронная коммерция — это продажи и покупки в интернете. Чтобы фирма или организация могли работать по модели e-commerce, необходимы:
- база данных;
- сервер;
- служба доставки;
- интернет-площадка, которая служит магазином;
- рекламные каналы;
- системы автоматизации;
- клиентская служба.
Примерами e-commerce являются не только привычные интернет-магазины, но и биржи, сайты-аукционы, каталоги сайтов и сайты совместных закупок.
Главные преимущества торговли в интернете — отсутствие затрат на аренду помещений и покупку кассового оборудования, меньший по численности персонал. А ещё возможность продавать по всей стране или миру и инструменты, которые позволяют собирать аналитику продаж, чтобы улучшать бизнес-стратегию.
Из трудностей — необходимость следить за безопасностью личных данных покупателей и качеством доставки, а также конкурировать со множеством других участников e-commerce.