Что такое e-commerce или электронная коммерция

E-commerce или электронная коммерция — это любая покупка, продажа, бронирование, перевод денег или платёж в интернете.

Электронная коммерция — это по сути онлайн-торговля. Для неё разрабатываются специальные программы, платёжные системы и приложения, чтобы потребителям товаров и услуг было удобно покупать в сети.

Электронная коммерция требует следующих основных составляющих:база данных, чтобы собирать в ней все данные о товарах, услугах, клиентах и платежах;

  • сервер, на котором будет храниться база и обрабатываться различные запросы;
  • служба доставки, чтобы доставлять оплаченные заказы.

В этой статье разберём, как работает электронная торговля, поговорим подробно, что к ней относится, какие достоинства и недостатки у неё есть и каких видов она бывает.

Читайте также

Все триггеры для e-commerce в одной схеме

Как работает e-commerce

Помимо сервера, базы данных и службы доставки, для электронной коммерции требуются:

  1. Интернет-площадка, которая выполняет роль магазина. Это может быть веб-сайт, агрегатор, маркетплейс, аккаунт в социальных сетях или телеграм-канал.
  2. Рекламные каналы, которые привлекают потенциальных клиентов на интернет-площадку. Например, контекстная реклама, таргетированная реклама, почтовые рассылки, SEO-продвижение, сотрудничество с блогерами и прочее.
  3. Различные системы автоматизации, которые заменят живых сотрудников и упростят процесс продаж. Допустим, CRM-система, системы складского и бухгалтерского учёта, онлайн-касса, чат-боты и так далее.
  4. Клиентская служба. Это люди, выполняющие работу, которую не могут сделать программы или алгоритмы. Например, программы не могут сами упаковывать заказы и отправлять их со склада — нужен человек.

Цикл электронной торговли

  1. Покупатель узнаёт о веб-ресурсе из рекламного канала, переходит на торговую площадку, изучает ассортимент и принимает решение приобрести товар. Открывает каталог и оформляет заказ.
  2. Заказ попадает на сервер, а оттуда через определённую систему на экран компьютера менеджера.
  3. Менеджер изучает заявку и проверяет через базу данных, есть ли товар на складе. Если товар есть, магазин подтверждает заказ покупателю, и тот его оплачивает.
  4. Происходит автоматическое обращение к финансовой системе, подключённой к магазину, с запросом обработать оплату клиента.
  5. Финансовая система проводит оплату, либо блокирует её в зависимости от ситуации — допустим, если на карте покупателя не хватает денег. Если оплата проходит успешно, менеджер подтверждает платёж и уведомляет об этом сервер.
  6. Сервер автоматически отправляет покупателю сообщение, что оплата принята магазином, а заказ поступил в обработку.
  7. Заявка покупателя направляется на склад, где сотрудниками формируется товар для отправки.
  8. Логистическая компания доставляет товар клиенту.
  9. Как только товар покидает склад, сервер отправляет клиенту уведомление на e-mail или смс, что товар уже в пути.

Это алгоритм электронной торговли для интернет-магазинов. Он будет похож для онлайн-сервисов и интернет-банкинга. Но так как их услуги не физические, а цифровые, шагов со складом в алгоритме не будет.

Читайте также

Триггерные рассылки и прибыль в e-commerce

Какие достоинства и недостатки есть у e-commerce

Электронная торговля имеет ряд преимуществ.

Почему стоит заниматься e-commerce

Некоторые затраты отсутствуют

Чтобы продавать товар, не нужно арендовать помещение, офисы, склады, нанимать штат продавцов и консультантов, покупать кассовое оборудование. Нужно создать сайт или группу в социальной сети, нанять нескольких операторов и заключить договор со службой доставки.

Расширенный рынок

В интернет-торговле не так важно, где находится покупатель. При продаже физических товаров, чтобы отправлять товар в любые города, нужно только заключить договоры с логистической компанией. Ещё проще продавать, если у бизнеса цифровые продукты. Их клиенты могут находиться в любой точке мира.

Аналитика торговли

Если к интернет-магазину подключить аналитику, которая собирает информацию о клиентах, можно анализировать их звонки, собирать статистику о сделках, изучать, из каких рекламных каналов приходит больше клиентов и какие товары они просматривают чаще.

Это позволит накапливать данные, которые помогают улучшать взаимодействие с клиентом, улучшать рекламную стратегию и бизнес-стратегию.

Трудности e-commerce

Необходимость следить за безопасностью данных

Торговля в интернете требует гарантии безопасности личных данных покупателей и других участников коммерческой деятельности. Необходимо использовать безопасный протокол соединения, капчу и другие варианты борьбы с мошенничеством.

Доставка должна быть чётко отлажена

Доставка последней мили — конечный этап движения продукта до конечного потребителя — должна быть отлажена. Необходимо, чтобы клиент получал свой товар вовремя и целым. Если доставка будет опаздывать, а курьеры нарушать целостность упаковки заказов, это может вызвать недовольство клиентов.

Высокая конкуренция

В популярных нишах бизнесу придётся конкурировать за внимание каждого клиента с крупными лидерами. Понадобятся бюджеты на маркетинг, SMM-продвижение, SEO-оптимизацию сайта и так далее.

Читайте также

Что делать интернет-магазинам в email-маркетинге

Как государство регулирует электронную торговлю

В России отсутствует единый правовой акт в сфере e-commerce. Все нормы, которые регулируют электронную торговлю, распределены по существующем законам: нормам Гражданского кодекса РФ, нормативным правовым актам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В правовом регулировании e-commerce также участвуют акты Центрального банка, которые помогают определять правила электронных сделок, защищать права потребителей, устанавливать ответственность.

А базой выступает Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Электронная коммерция регулируется и законодательством, которое представлено Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Этот закон включает понятие «субъекта, участвующего в электронной торговле». Это владелец агрегатора информации о товарах — специальной программы или сайта/страницы в интернете.

Какие виды e-commerce существуют

b2b

Торговля business-to-business. Это схема электронной коммерции для компаний, которые через интернет продают товары или услуги другим компаниям. В b2b компании занимаются продажей запчастей, сырья, комплектующих другим фирмам и предприятиям. А также услугами: аутсорсинговыми, юридическими, финансовыми и так далее.

b2с

Торговля business-to-consumer. Этот тип e-commerce, в котором участниками торговли выступают компания или юридическое лицо — со стороны продавца — и физические лица как покупатели. Сюда относятся онлайн-магазины техники и одежды, платформы с обучающими курсами, продажа лицензированного программного обеспечения для обычных пользователей.

с2с

Схема consumer-to-consumer. В этом случае один потребитель — физическое лицо — продаёт что-то другому. При этом потребители не являются предпринимателями, а взаимодействуют друг с другом, чтобы сэкономить или получить взаимную выгоду.

Пример с2с — проект BlaBlaCar, в котором водитель берёт с собой в поездку попутчика, чтобы тот фактически оплатил бензин. А пассажир получает поездку дешевле, чем если бы выбрал официальных перевозчиков.

с2b

Схема customer-to-business. Здесь услуги и товары поступают от физического лица компании, бизнесу.

Пример c2b — платформа для фрилансеров, на которой специалисты предлагают выполнить какие-то услуги для компаний, например, создать логотип или настроить рекламу.

b2a

Схема business-to-administration. Такой тип e-commerce предполагает, что коммерческие отношения строятся между правительством и IT-компаниями.

IT-компания может разрабатывать программное обеспечение, которое собирает данные пользователей в интернете или, например, распознаёт лица в системах городского видеонаблюдения.

c2a

Торговля consumer-to-administration. В этой схеме взаимодействуют правительство и потребители — физические лица. Пример c2a — оплата налогов через личные кабинеты Федеральной налоговой службы.

Электронная коммерция: примеры

Аукционы

Это специальные интернет-площадки, на которых продаются уникальные товары.

Также аукционом могут быть ресурсы, на которых выкладываются объявления без конкретной цены. Пользователи сами делают ставки, а покупателем становится тот, кто сделал самую высокую ставку.

По такому принципу работает eBay. На eBay используются автоматические ставки.

электронная коммерция на eBay
eBay — пример аукциона в интернете

Пользователи под товаром указывают максимальную сумму, которую готовы заплатить. Размер этой ставки скрыт от продавца и других пользователей торгов.

Интернет-аукционы получают прибыль с аукционных сборов за автоматизированные продажи.

Биржи

Это сайты, на которых собираются исполнители и заказчики. Заказчики размещают, какие услуге им необходимы, а исполнители предлагают свою цену.

Биржи могут быть разной тематики. Популярная биржа — YouDo. На ней можно найти исполнителя на любую работу — от разработки приложения до клининга.

электронная коммерция на интернет-бирже
YouDo — пример биржи в интернете

Биржа зарабатывает на комиссии, которую забирают, когда заказчик переводит деньги исполнителю.

Интернет-каталоги

Это сайты, которые размещают ссылки на другие сайты, в том числе и на интернет-магазины.

Люди используют каталоги, чтобы найти что-то в интернете. Например, стоматологическую клинику или химчистку.

Прибыль таких каталогов — с предоставления места под ссылку другим веб-ресурсам. Либо комиссия с каждой покупки, которую сделал пользователь, пришедший на сайт через интернет-каталог.

Сервисы коллективных покупок

Это веб-ресурсы, которые позволяют группе людей единоразово выкупать у продавцов много товара по оптовой цене

Система коллективных покупок позволяет продавцам получать много клиентов благодаря значительным скидкам. А сам сервис коллективных покупок получает доход от продажи прав на получения скидки.

Скидки бывают:

  1. Стандартные. Они срабатывают, когда какой-то товар собирает достаточное количество заявок от покупателей. Тогда сервис от имени покупателей приобретает товар по оптовой цене у поставщика и организует его доставку всем участникам покупки.
  2. Купонные. Это когда пользователи сервиса покупают у сервиса купоны, которые позволяют получить скидку. Купоны покупателей накапливаются до определённого количества, после чего активируются, и покупатели получают право на скидку. Если необходимого количества купонов собрать не удаётся, то акция считается несостоявшейся, а покупатели получают деньги обратно на счёт в «Личном кабинете».

Пример сайта совместных закупок Sima Land:

сайт совместных закупок

Подведём итог

Электронная коммерция — это продажи и покупки в интернете. Чтобы фирма или организация могли работать по модели e-commerce, необходимы:

  • база данных;
  • сервер;
  • служба доставки;
  • интернет-площадка, которая служит магазином;
  • рекламные каналы;
  • системы автоматизации;
  • клиентская служба.

Примерами e-commerce являются не только привычные интернет-магазины, но и биржи, сайты-аукционы, каталоги сайтов и сайты совместных закупок.

Главные преимущества торговли в интернете — отсутствие затрат на аренду помещений и покупку кассового оборудования, меньший по численности персонал. А ещё возможность продавать по всей стране или миру и инструменты, которые позволяют собирать аналитику продаж, чтобы улучшать бизнес-стратегию.

Из трудностей — необходимость следить за безопасностью личных данных покупателей и качеством доставки, а также конкурировать со множеством других участников e-commerce.