E-commerce или электронная коммерция — это любая покупка, продажа, бронирование, перевод денег или платёж в интернете.
Электронная коммерция — это по сути онлайн-торговля. Для неё разрабатываются специальные программы, платёжные системы и приложения, чтобы потребителям товаров и услуг было удобно покупать в сети.
Электронная коммерция требует следующих основных составляющих:база данных, чтобы собирать в ней все данные о товарах, услугах, клиентах и платежах;
- сервер, на котором будет храниться база и обрабатываться различные запросы;
- служба доставки, чтобы доставлять оплаченные заказы.
В этой статье разберём, как работает электронная торговля, поговорим подробно, что к ней относится, какие достоинства и недостатки у неё есть и каких видов она бывает.
Читайте также
Все триггеры для e-commerce в одной схеме
Как работает e-commerce
Помимо сервера, базы данных и службы доставки, для электронной коммерции требуются:
- Интернет-площадка, которая выполняет роль магазина. Это может быть веб-сайт, агрегатор, маркетплейс, аккаунт в социальных сетях или телеграм-канал.
- Рекламные каналы, которые привлекают потенциальных клиентов на интернет-площадку. Например, контекстная реклама, таргетированная реклама, почтовые рассылки, SEO-продвижение, сотрудничество с блогерами и прочее.
- Различные системы автоматизации, которые заменят живых сотрудников и упростят процесс продаж. Допустим, CRM-система, системы складского и бухгалтерского учёта, онлайн-касса, чат-боты и так далее.
- Клиентская служба. Это люди, выполняющие работу, которую не могут сделать программы или алгоритмы. Например, программы не могут сами упаковывать заказы и отправлять их со склада — нужен человек.
Цикл электронной торговли
- Покупатель узнаёт о веб-ресурсе из рекламного канала, переходит на торговую площадку, изучает ассортимент и принимает решение приобрести товар. Открывает каталог и оформляет заказ.
- Заказ попадает на сервер, а оттуда через определённую систему на экран компьютера менеджера.
- Менеджер изучает заявку и проверяет через базу данных, есть ли товар на складе. Если товар есть, магазин подтверждает заказ покупателю, и тот его оплачивает.
- Происходит автоматическое обращение к финансовой системе, подключённой к магазину, с запросом обработать оплату клиента.
- Финансовая система проводит оплату, либо блокирует её в зависимости от ситуации — допустим, если на карте покупателя не хватает денег. Если оплата проходит успешно, менеджер подтверждает платёж и уведомляет об этом сервер.
- Сервер автоматически отправляет покупателю сообщение, что оплата принята магазином, а заказ поступил в обработку.
- Заявка покупателя направляется на склад, где сотрудниками формируется товар для отправки.
- Логистическая компания доставляет товар клиенту.
- Как только товар покидает склад, сервер отправляет клиенту уведомление на e-mail или смс, что товар уже в пути.
Это алгоритм электронной торговли для интернет-магазинов. Он будет похож для онлайн-сервисов и интернет-банкинга. Но так как их услуги не физические, а цифровые, шагов со складом в алгоритме не будет.
Читайте также
Триггерные рассылки и прибыль в e-commerce
Какие достоинства и недостатки есть у e-commerce
Электронная торговля имеет ряд преимуществ.
Почему стоит заниматься e-commerce
Некоторые затраты отсутствуют
Чтобы продавать товар, не нужно арендовать помещение, офисы, склады, нанимать штат продавцов и консультантов, покупать кассовое оборудование. Нужно создать сайт или группу в социальной сети, нанять нескольких операторов и заключить договор со службой доставки.
Расширенный рынок
В интернет-торговле не так важно, где находится покупатель. При продаже физических товаров, чтобы отправлять товар в любые города, нужно только заключить договоры с логистической компанией. Ещё проще продавать, если у бизнеса цифровые продукты. Их клиенты могут находиться в любой точке мира.
Аналитика торговли
Если к интернет-магазину подключить аналитику, которая собирает информацию о клиентах, можно анализировать их звонки, собирать статистику о сделках, изучать, из каких рекламных каналов приходит больше клиентов и какие товары они просматривают чаще.
Это позволит накапливать данные, которые помогают улучшать взаимодействие с клиентом, улучшать рекламную стратегию и бизнес-стратегию.
Трудности e-commerce
Необходимость следить за безопасностью данных
Торговля в интернете требует гарантии безопасности личных данных покупателей и других участников коммерческой деятельности. Необходимо использовать безопасный протокол соединения, капчу и другие варианты борьбы с мошенничеством.
Доставка должна быть чётко отлажена
Доставка последней мили — конечный этап движения продукта до конечного потребителя — должна быть отлажена. Необходимо, чтобы клиент получал свой товар вовремя и целым. Если доставка будет опаздывать, а курьеры нарушать целостность упаковки заказов, это может вызвать недовольство клиентов.
Высокая конкуренция
В популярных нишах бизнесу придётся конкурировать за внимание каждого клиента с крупными лидерами. Понадобятся бюджеты на маркетинг, SMM-продвижение, SEO-оптимизацию сайта и так далее.
Читайте также
Что делать интернет-магазинам в email-маркетинге
Как государство регулирует электронную торговлю
В России отсутствует единый правовой акт в сфере e-commerce. Все нормы, которые регулируют электронную торговлю, распределены по существующем законам: нормам Гражданского кодекса РФ, нормативным правовым актам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В правовом регулировании e-commerce также участвуют акты Центрального банка, которые помогают определять правила электронных сделок, защищать права потребителей, устанавливать ответственность.
А базой выступает Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Электронная коммерция регулируется и законодательством, которое представлено Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
Этот закон включает понятие «субъекта, участвующего в электронной торговле». Это владелец агрегатора информации о товарах — специальной программы или сайта/страницы в интернете.
Какие виды e-commerce существуют
b2b
Торговля business-to-business. Это схема электронной коммерции для компаний, которые через интернет продают товары или услуги другим компаниям. В b2b компании занимаются продажей запчастей, сырья, комплектующих другим фирмам и предприятиям. А также услугами: аутсорсинговыми, юридическими, финансовыми и так далее.
b2с
Торговля business-to-consumer. Этот тип e-commerce, в котором участниками торговли выступают компания или юридическое лицо — со стороны продавца — и физические лица как покупатели. Сюда относятся онлайн-магазины техники и одежды, платформы с обучающими курсами, продажа лицензированного программного обеспечения для обычных пользователей.
с2с
Схема consumer-to-consumer. В этом случае один потребитель — физическое лицо — продаёт что-то другому. При этом потребители не являются предпринимателями, а взаимодействуют друг с другом, чтобы сэкономить или получить взаимную выгоду.
Пример с2с — проект BlaBlaCar, в котором водитель берёт с собой в поездку попутчика, чтобы тот фактически оплатил бензин. А пассажир получает поездку дешевле, чем если бы выбрал официальных перевозчиков.
с2b
Схема customer-to-business. Здесь услуги и товары поступают от физического лица компании, бизнесу.
Пример c2b — платформа для фрилансеров, на которой специалисты предлагают выполнить какие-то услуги для компаний, например, создать логотип или настроить рекламу.
b2a
Схема business-to-administration. Такой тип e-commerce предполагает, что коммерческие отношения строятся между правительством и IT-компаниями.
IT-компания может разрабатывать программное обеспечение, которое собирает данные пользователей в интернете или, например, распознаёт лица в системах городского видеонаблюдения.
c2a
Торговля consumer-to-administration. В этой схеме взаимодействуют правительство и потребители — физические лица. Пример c2a — оплата налогов через личные кабинеты Федеральной налоговой службы.
Электронная коммерция: примеры
Аукционы
Это специальные интернет-площадки, на которых продаются уникальные товары.
Также аукционом могут быть ресурсы, на которых выкладываются объявления без конкретной цены. Пользователи сами делают ставки, а покупателем становится тот, кто сделал самую высокую ставку.
По такому принципу работает eBay. На eBay используются автоматические ставки.
![электронная коммерция на eBay](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/image3-1.png)
Пользователи под товаром указывают максимальную сумму, которую готовы заплатить. Размер этой ставки скрыт от продавца и других пользователей торгов.
Интернет-аукционы получают прибыль с аукционных сборов за автоматизированные продажи.
Биржи
Это сайты, на которых собираются исполнители и заказчики. Заказчики размещают, какие услуге им необходимы, а исполнители предлагают свою цену.
Биржи могут быть разной тематики. Популярная биржа — YouDo. На ней можно найти исполнителя на любую работу — от разработки приложения до клининга.
![электронная коммерция на интернет-бирже](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/image2-1.png)
Биржа зарабатывает на комиссии, которую забирают, когда заказчик переводит деньги исполнителю.
Интернет-каталоги
Это сайты, которые размещают ссылки на другие сайты, в том числе и на интернет-магазины.
Люди используют каталоги, чтобы найти что-то в интернете. Например, стоматологическую клинику или химчистку.
Прибыль таких каталогов — с предоставления места под ссылку другим веб-ресурсам. Либо комиссия с каждой покупки, которую сделал пользователь, пришедший на сайт через интернет-каталог.
Сервисы коллективных покупок
Это веб-ресурсы, которые позволяют группе людей единоразово выкупать у продавцов много товара по оптовой цене
Система коллективных покупок позволяет продавцам получать много клиентов благодаря значительным скидкам. А сам сервис коллективных покупок получает доход от продажи прав на получения скидки.
Скидки бывают:
- Стандартные. Они срабатывают, когда какой-то товар собирает достаточное количество заявок от покупателей. Тогда сервис от имени покупателей приобретает товар по оптовой цене у поставщика и организует его доставку всем участникам покупки.
- Купонные. Это когда пользователи сервиса покупают у сервиса купоны, которые позволяют получить скидку. Купоны покупателей накапливаются до определённого количества, после чего активируются, и покупатели получают право на скидку. Если необходимого количества купонов собрать не удаётся, то акция считается несостоявшейся, а покупатели получают деньги обратно на счёт в «Личном кабинете».
Пример сайта совместных закупок Sima Land:
Подведём итог
Электронная коммерция — это продажи и покупки в интернете. Чтобы фирма или организация могли работать по модели e-commerce, необходимы:
- база данных;
- сервер;
- служба доставки;
- интернет-площадка, которая служит магазином;
- рекламные каналы;
- системы автоматизации;
- клиентская служба.
Примерами e-commerce являются не только привычные интернет-магазины, но и биржи, сайты-аукционы, каталоги сайтов и сайты совместных закупок.
Главные преимущества торговли в интернете — отсутствие затрат на аренду помещений и покупку кассового оборудования, меньший по численности персонал. А ещё возможность продавать по всей стране или миру и инструменты, которые позволяют собирать аналитику продаж, чтобы улучшать бизнес-стратегию.
Из трудностей — необходимость следить за безопасностью личных данных покупателей и качеством доставки, а также конкурировать со множеством других участников e-commerce.