Как брать интервью для статьи: наш опыт работы с зарубежными экспертами

интервью для статьи баннер

Почти четыре месяца назад в нашем блоге вышла первая часть объёмного проекта, посвящённого маркетинговым трендам 2022 года. Расскажу, как брали интервью у спикеров, как готовились, какие ошибки допустили и какие уроки из них вынесли.

Зачем брать интервью для статьи

В октябре прошлого года наш коммерческий директор Иван Ильин предложил написать статью о трендах тогда ещё грядущего 2022-го. В основу проекта решили взять интервью с зарубежными экспертами, каждый из которых — гуру в своей сфере:

  • email-маркетинга,
  • SMM,
  • big data,
  • безопасности данных,
  • дизайна.

Предполагалось — и, кажется, получилось! — собрать из их ответов крутой материал.

интервью для статьи про тренды

Подобные проекты помогают:

  • повысить узнаваемость бренда;
  • практиковать нетворкинг;
  • осуществить обмен знаниями;
  • подтвердить факт того, что вы остаётесь на слуху;
  • привлечь внимание и вызвать доверие за счёт известных в вашей сфере имён.

Нам было важно не просто выдвинуть гипотезы и тезисы, взятые с потолка. Полезный материал логично подкрепить экспертным мнением. В нашем случае — мнением экспертов мирового уровня. Звучит громко? А то!

Читайте также

Как провести интервью в контент-маркетинге

Этап 1. Подготовка к интервью

Что нужно было сделать

Сначала потребовалось связаться с экспертами и составить список вопросов.

Мы хотели опросить:

  • тех, чьи имена на слуху, а мнение имеет вес в зарубежных сообществах email-маркетинга, но при этом не слишком примелькавшихся (брали списки и топы профессионалов);
  • тех, с кем общались лично раньше и кто оказался приятным и интересным собеседником, открытым к дальнейшему сотрудничеству.

Я составил таблицу, в которой отслеживал контакты с каждым из экспертов, и заносил в неё следующие данные:

  • согласие или несогласие эксперта участвовать;
  • дату и время проведения интервью;
  • ссылку на запись интервью и так далее.

Помимо этого указал должность человека и компанию, в которой он работает, что помогло не потерять важную информацию и сыграло на руку во время интервью.

интервью для статьи таблица для организации
Таблица, где я отслеживал работу над интервью

С экспертами мы связывались через LinkedIn. Написали 26 специалистам, ответила половина из них, на интервью согласились семеро. Это совсем не мало, хотя вначале показалось, что этого будет недостаточно. В конце концов, важно не количество, а профессионализм экспертов.

интервью для статьи эксперты
Эксперты мирового уровня, к которым мы обратились за профессиональным мнением

У нас было также два своих спикера.

crm-group Карина и Ваня
Эксперты CRM-group в цикле «Тренды маркетинга — 2022»

Мы не ожидали, что на интервью для статьи согласятся такие именитые и опытные специалисты. Удалось собрать по-настоящему звёздный состав: большинство из них уже давно работают в сфере email-маркетинга и в смежных областях. Например, Кэт Пэй больше 10 лет помогает своим клиентам достигать поставленных целей и написала книгу о том, как она это делает: «Holistic Email Marketing: A practical philosophy to revolutionise your business and delight your customers» («Комплексный email-маркетинг: Практический подход к радикальным переменам в бизнесе и приведению ваших клиентов в восторг»). Элис Ли первой в Северной Америке создала письмо с интерактивными элементами, а Дэннис Дейман консультирует правительство США по вопросам кибербезопасности.

С какими проблемами столкнулся и как решил

Со сбором вопросов возникла одна проблема. У меня было минимальное представление, о чём можно говорить с людьми на интервью для статьи. Вспомнил правило из нашего писательского курса: «Узнай, как сделали конкуренты, и сделай лучше». Поэтому я пошёл штудировать другие материалы по этой теме. Однако после пятого прочитанного топа стало понятно, что все в целом говорят об одном и том же. Самыми популярными темами были:

  1. Apple Mail Privacy Protection — новая функция электронной почты для iOS.
  2. Бум и будущее мессенджер-маркетинга.
  3. Влияние COVID-19 на общество и переход офлайна в онлайн.
  4. Развитие искусственного интеллекта.
  5. Персонализация.
  6. Интерактивные элементы в письмах.
  7. Доминирование мобильных устройств над стационарными.
  8. Насколько корректен принцип «чем меньше текста, тем выше его качество».
  9. Есть ли смысл обрубать email-канал для более молодой аудитории и переходить на более близкие им соцсети типа тиктока.
  10. Сохранение конфиденциальности данных пользователей.
  11. UGC (User-Generated Content) — контент, создаваемый пользователями.
  12. Адаптация писем под тёмную тему.
  13. Будет ли дизайн становиться проще и проще?
  14. Ну и классическое: мёртв ли email?

Изначально в списке присутствовал ещё один, пятнадцатый пункт. Он касался повышения уровня diversity в командах, однако было решено от него отказаться. Звучал он как вопрос: «Благодаря тому, что сейчас наблюдается повышение этнического, гендерного и культурного разнообразия в командах, а люди стали более осведомлёнными о том, что мы все разные, продолжится ли развитие этой тенденции в 2022 году?» Для зарубежного общества этот вопрос прозвучал бы на уровне «Как вы считаете, а вода мокрая?».

Советы тем, кто собирается брать интервью

Не стесняйтесь подсматривать идеи у конкурентов. Очень не хочется вспоминать цитату про хороших и великих художников (всё равно вспомнил, да), но здесь она как никогда подходит.

Рекомендую разделить вопросы по темам, чтобы ориентироваться в них было проще.

Вот как их поделил я:

интервью для статьи сортировка по темам
Пункты интервью, отсортированные по темам

Этап 2. Интервью и подготовка материала для статьи

Что нужно было сделать

Когда вопросы были готовы, а согласие экспертов получено, оставалось взять интервью и собрать из них качественный материал.

Начать решили с Ивана, нашего коммерческого директора. Так было проще погрузиться в тему и вопросы, в которых я сам немного плавал, а ещё попрактиковаться перед интервью с незнакомцами.

С иностранцами интервью всегда начиналось с небольшого знакомства и урегулирования формальностей: можно ли записывать интервью на видео, сколько у человека времени на интервью, какую указать должность, так как этот аспект карьеры — штука непостоянная.

Интервью мы брали вместе с Леной Благовой, руководителем направления международного развития. Её присутствие помогало не тревожиться по поводу того, что напротив меня сидит эксперт. Уже на третьей встрече я перестал стесняться и спокойно вёл разговор. Например, во время одного из интервью у Лены отрубился интернет. Пока ждали Лену, я рассказал эксперту краткую историю Рязани: с момента основания и до того, как она стала столицей email-маркетинга).

Если первые пару созвонов больше 50% интервью проводила я, пока Жора втягивался в процесс и учился не бояться мастодонтов сферы email-маркетинга, то к последним моё присутствие, честно говоря, было номинальным.

Я давала вводные, порой поддерживала разговор, но 90% всей беседы проводил именно Жора. И это было круто: видеть его растущую самостоятельность, уверенные знания в теме и понимать, что я больше не нужна 🙂

Елена Благова, руководитель международного направления Email Soldiers

Елена Благова, руководитель международного направления CRM-group

С какими проблемами столкнулся и как решил

Недостаток опыта

Во время первого интервью с иностранцем мы оптимистично думали пройти все вопросы, а получилось обсудить только три. График спикеров был плотно забит. Нам уделяли в среднем по часу. Поэтому решили говорить с людьми прежде всего об их экспертных областях.

Здесь и пригодилось деление вопросов по темам. Специалист по безопасности? Хорошо, поговорим про данные и использование искусственного интеллекта. Дизайнер? Значит, разговор пойдёт про дизайн.

Интервью проводили в двух форматах: для Ивана и зарубежных экспертов — по видеосвязи, а для Карины — письменно. На первый взгляд, письменный ответ интервьюируемого более привлекателен, ведь человек отвечает на вопросы, а вы в это время можете заняться своими делами. Но это обманчивое впечатление.

Текст — это возможность отложить ответы на потом. С видеоинтервью всё быстрее: запланировали, созвонились, поговорили, записали и разошлись. Эксперт потратил час времени, остальное — ответственность интервьюера. В этом случае с материалом работать проще: вы обсуждаете только самое интересное.

В письменном интервью срок получения ответов зависит от загруженности спикера или от его перфекционизма в желании дать максимально полный ответ. Карина давала полные ответы и обогатила нас серией статей, но это отняло у неё много времени, и мы извлекли урок на будущее: письменное интервью может принести неудобства обеим сторонам. Интервьюер будет томиться в ожидании материала, а интервьюируемый будет мучиться из-за того, что не может сдать их вовремя.

Я недооценил объём и сложность задачи

Когда я брал интервью для кейса про «марсианские» письма, на вопросы отвечали ребята из нашей команды. Опыт позитивный, единственной проблемой было постоянно писать участникам с напоминанием ответить на вопросы (ещё один минус текстового формата). И я решил, что с проектом про тренды всё пройдёт примерно так же. Не прошло.

Мы хотели выпустить единый лонгрид 16 декабря, за 15 дней до Нового года, чтобы привлечь внимание и не затеряться среди тематических статей из других источников. Но из-за недооценки сложности задачи и переоценки своих возможностей эти планы пришлось сдвигать.

Что я сделал не так, пока готовился:

  • не рассчитал время, которое занял каждый вопрос;
  • недооценил объём информации, который предстояло переработать после всех встреч;
  • выделил недостаточно времени на полный цикл написания статьи: сбор ответов → набросок → отправка спикеру → правки → выпуск.

До 16 декабря я не успел даже подготовить первый набросок статьи: на руках оказался слишком большой материал. Я не знал, как это переработать и упаковать в одну статью. Пришли апатия и страх, что я в тупике, а время идёт.

Звучит так, будто это был не проект, а катастрофа. Это не так. Я получил ценный опыт, а блог — полезный материал.

Мы изменили концепцию материала и разбили лонгрид на четыре статьи поменьше, каждая из которых фокусировалась на определённой проблеме. Помните разбивку вопросов по темам? Ориентируясь на эти темы, я и рассортировал вопросы и ответы на них.

Выход каждой из четырёх статей сопровождался постами в наших соцсетях с обязательным упоминанием экспертов, чьи ответы использовались в той или иной части. В итоге мы получили больший охват, чем если бы выпустили одну статью. А с учётом того, что нам эти интервью обошлись бесплатно, ситуация была лучше некуда.

Читайте также

Как погрузить автора в проект, чтобы его текст был полезен бренду

Советы тем, кто собирается брать интервью

Не повторяйте моих ошибок, сделайте следующее:

  • Выберите вопросы, на которые эксперт точно сможет ответить и которые вам нужно обсудить именно с ним.
  • Закладывайте на обработку ответов и написание материала больше времени, чем, вам кажется, было бы достаточно: никогда не знаешь, как может повернуться ситуация.

Перед интервью стоит изучить не только тему, которую планируете обсуждать, но и вашего собеседника. Понятное дело, с опытными вам захочется обсудить многое, но уважайте время собеседника.

Доведите эксперта до очного интервью. Объясните максимально доходчиво, почему это будет удобно обеим сторонам и почему от письменного интервью стоит отказаться.

По итогу проведённых созвонов можно сказать, что опыт лучше всего получать «в полях». Невозможно набить руку, не прикасаясь при этом к инструментам.

Вы будете волноваться. Это нормально. Помните, что вы обретаете опыт. Учитесь и запоминайте, однако старайтесь не набивать те же шишки, которые набил я.

Участвуя в подобных проектах, никогда не стоит думать: «Да ладно, тут всё легко». Перепроверьте всё трижды и удостоверьтесь, что сумели трезво оценить не только саму задачу, но и свои силы.

Выводы

Несмотря на трудности, я решил, что интервью — полезная штука, с какой стороны ни посмотри:

  1. Вы получаете подтверждение тезисов экспертами.
  2. Происходит опыт обмена знаниями с профессионалами.
  3. Интервью — отличный опыт для писателя. Собирать информацию из текстовых источников и собирать её из разговоров с живыми людьми — разные вещи.
  4. С помощью экспертных интервью можно улучшить материал и привлечь дополнительный трафик на громкие имена в профессии.

В нашем телеграм-канале «Маркетинг за три минуты» мы пересказываем самые интересные материалы про онлайн-маркетинг в формате постов-трёхминуток. А если вы хотите поболтать и поделиться своими мыслями, приходите к нам в CRM-Chat.

Узнавайте об обновлениях блога Email Soldiers первым

Спасибо!

Осталось подтвердить подписку — кликнуть по кнопке в письме, которое мы вам отправили.

Похожие статьи

mvt тестирование
MVT — мультивариантное тестирование: зачем нужно бизнесу и как проводить

На результат рекламной кампании влияют несколько составляющих. Проверить сразу несколько вариантов кнопки CTA или вёрстки рассылки поможет MVT.

seo-продвижение
Десять SEO-факторов, которые влияют на продвижение сайта

Американский SEO-консультант Адам Кларк собрал факторы для успешного SEO-продвижения, а команда CRM-group дополнила примерами из своей практики.

Как мы храним и анализируем результаты тестирования в Testers’ Book

Вместе с клиентом придумали инструмент, чтобы хранить и анализировать результаты тестирования. Рассказываем, как работает Testers’ Book и как нам помогает.