BPM или Business Process Management — это система управления бизнес-процессами. Система делит сложные процессы на простые шаги, чтобы ими было легче управлять, а также назначает исполнителей этих шагов — ответственных сотрудников.
Благодаря тому, что бизнес-процессы компании представлены в виде схем, руководителям проще за ними наблюдать и управлять ими.
Что такое бизнес-процесс в BPM-системе
Бизнес-процесс — это система действий, которые выполняют сотрудники компании в определённой последовательности, чтобы получить какой-то результат. Рассмотрим на примере.
Чтобы нанять в компанию нового менеджера, эйчар размещает вакансию на сайте. Подбирает соискателей, проводит с ними собеседование и отбирает подходящих кандидатов. Далее руководитель HR и отдела продаж проводят финальное собеседование и выбирают лучшего. Описанные действия и есть бизнес-процесс.
Читайте также
Давайте разберёмся с бизнес-аналитикой в маркетинге
Для чего нужны бизнес-процессы в BPM
Главное назначение бизнес-процессов — упорядочить работу компании, чтобы сотрудники знали, за что отвечают и в какой последовательности должны выполнять работу. Также процессы:
- Уменьшают количество ошибок. Сотрудники выполняют правильный порядок действий, а не импровизируют на рабочем месте.
- Содержат инструкции, которые описывают, как должен выглядеть результат работы каждого сотрудника.
- Исключают дублирование действий. Менеджеры Иван и Пётр не начнут заполнять один и тот же отчёт или договор.
В BMP можно создать и описать множество бизнес-процессов, например, порядок заключения договоров с клиентами, приём и согласование заявок на кредит в банке, процесс утверждения новых проектов.
Читайте также
Ценности компании: зачем они нужны и как создавались в Email Soldiers
Из чего состоит BPM-система
Конструктор для моделирования процессов
Конструктор — это набор опций и инструментов, с помощью которых пользователи создают шаблоны и схемы бизнес-процессов, а также настраивают правила, по которым процессы будут работать.
Основные рабочие инструменты конструктора — блок-схемы. С их помощью выстраивают логику бизнес-процесса.
Например, чтобы подписать договор с поставщиком, нужно пройти определённую последовательность:
- Получить от контрагента уставные документы.
- Создать и согласовать карточку контрагента в 1С.
- Загрузить договор в 1С.
- Согласовать договор.
- После согласования подписать и загрузить подписанную скан-копию.
В результате получится готовый бизнес-процесс, который можно запускать.
Модуль управления бизнес-процессами
Когда процесс описан и запущен, сотрудники начинают его выполнять, и тут подключаются модули. Модули — это части BPM, которые обеспечивают автоматическую работу бизнес-процессов.
Например, модуль управления назначает права доступа, контролирует, правильно ли работают программы. А модуль управления бизнес-правилами следит, исполняют ли сотрудники правила процессов.
Аналитические модули
Аналитические модули собирают данные о ходе работы бизнес-процессов, а после формируют из них отчёты, графики и диаграммы.
Так руководитель с помощью аналитического модуля может увидеть, на каком этапе находится, например, закупка новых мониторов. Если видит, что финансисты долго согласовывают бюджет, выясняет, в чём причина, помогает найти решение и — процесс идёт дальше.
Модули для интеграции BPM-системы с другими сервисами
Модули для интеграции подключают программы и сервисы к базе BPM, чтобы объединять бизнес-процессы компании в единую систему, отслеживать и регулировать их в одной программе.
Читайте также
Как диджитал-компаниям развиваться в кризис: тренды, перспективы, прогнозы
Чем BPM-система отличается от CRM
CRM-система — это программа, которая автоматизирует работу отдела продаж. BPM автоматизирует бизнес-процессы компании, а также:
- В BPM-системе организуют работу всех отделов компании — HR-отдела, отдела закупок, продаж, маркетинга. В CRM — только отделов, которые напрямую связаны с продажами и клиентами.
- В BPM-системе есть модули по управлению документацией, ресурсами, сотрудниками компании. CRM регистрирует и сохраняет информацию, связанную только с продажами.
- В BPM может объединять функционал всех управленческих систем компании, в том числе и CRM-системы.
Как внедрить BPM-систему
Сроки внедрения системы зависят от компании и её структуры и могут составлять от полугода до двух лет. Процесс внедрения можно разделить на три этапа — подготовку, выбор BPM-системы и внедрение.
Подготовка
На данном этапе определяют, от каких проблем компания избавится, если внедрит BPM. В процессе подготовки составляют план, что надо автоматизировать в первую очередь, а что — во вторую или третью.
Выбор BPM-системы
На этом шаге выбирают несколько поставщиков BPM и изучают, что могут их системы, сколько они стоят. По результатам первой выборки обращаются к поставщикам и просят провести демонстрацию BPM. Выбирают одного и обговаривают сотрудничество.
Внедрение и настройка
Утверждённый поставщик внедряет BPM-систему в компанию, а после проверяет её работоспособность. Если надо, обучает сотрудников компании, как пользоваться системой.
Каким компаниям стоит внедрять BPM
- Крупным компаниям с разветвлённой структурой и большим количеством бизнес-процессов. BPM помогает не запутаться руководителям, кто из их сотрудников над чем работает и за что отвечает.
- Производственным и строительным предприятиям с цехами и отделами. У таких предприятий есть задача — сотрудники должны быстро передавать задачи между отделами, чтобы производство не останавливалось. Упростить передачу и выстроить связи между отделами можно через BPM.
- Банкам и финансовым учреждениям. BPM организовывает и автоматизирует процессы кредитования, выдачи ипотек, суд согласно регламенту и законодательству.
- Любым компаниям, которые хотят упорядочить действия сотрудников и отделов, а также улучшить взаимодействие между ними.
BPM не нужна малому и начинающему бизнесу. У таких компаний мало сотрудников, а бизнес-процессы простые, поэтому BPM-системы не принесут выгоды.
Плюсы и минусы BPM-систем
Плюсы
- BPM автоматизирует бизнес-процессы, наводит в них порядок. В итоге сотрудники и отделы работают быстрее и допускают меньше ошибок.
- Инструменты BPM отображают бизнес-процессы не в виде сложных текстовых описаний, а простых и понятных схем. На схемах изображают этапы бизнес-процессов, правила перехода между ними, исполнителей.
- В BPM проще наблюдать за процессами и сроками работы. Всегда можно узнать, кто срывает сроки, не справляется с нагрузкой или тратит рабочее время на личные дела.
- Если использовать BPM, можно уменьшить штат сотрудников благодаря автоматизации процессов и сократить расходы на зарплату.
- С BPM проще внедрять бизнес-процессы в филиалах компании. Не надо всё создавать с нуля, можно взять то, что уже работает в головном офисе, и внедрить в филиалах.
Минусы
- При моделировании бизнес-процессов можно допустить ошибки, которые в свою очередь приведут к ошибкам в работе компании.
- BPM уменьшает инициативу сотрудников. Так как всё налажено и работает, создаётся впечатление, что предлагать и вводить что-то новое нет смысла.
- Нарушить бизнес-процессы нельзя. Это может быть проблемой, если нужно обойти последовательность этапов, чтобы срочно решить какую-то задачу.
Какие BPM используют в России
Comindware Business Application Platform
Comindware Business Application Platform — это платформа для автоматизации бизнес-процессов. С помощью её инструментов можно моделировать процессы, анализировать их работу, графически настраивать на блок-схемах связи между ними.
Настройка бизнес-процессов происходит в конструкторе. Если создавать бизнес-процессы с нуля некогда или сложно, у Comindware есть библиотека готовых шаблонов. Шаблоны можно менять — добавлять поля в формы, этапы в процессы и при этом не останавливать работу BPM, если она уже запущена и сотрудники компании ею пользуются.
Также Comindware имеет встроенный мессенджер. Его могут использовать сотрудники, чтобы общаться друг с другом на рабочие темы.
Протестировать бесплатно Comindware можно с помощью демоверсии. Доступ к ней открыт до 90 дней. Далее надо приобрести лицензию. Её стоимость рассчитывается для каждого клиента отдельно и зависит от функционала.
ELMA
ELMA — это BPM-система с готовыми шаблонами бизнес-процессов. Их можно использовать сразу или менять под задачи и структуру компании. ELMA работает через браузер.
Чтобы быстрее освоиться с инструментами ELMA, можно изучить её базу знаний.
У ELMA есть бесплатный доступ, чтобы протестировать систему. Далее покупается лицензия. Стоимость лицензии зависит от количества пользователей, которые будут работать в системе.
«Первая форма»
«Первая Форма» имеет веб-версию и мобильное приложение. Это облегчает использование системы — сотрудники могут работать в офисе или удалённо.
К системе управления BPM можно подключить дополнительные модули: документооборот, управление продажами, закупки и логистика, если надо организовать все процессы компании в одной системе.
Стоимость лицензии рассчитывается индивидуально и складывается из цены необходимых модулей.
Заключение
- BPM — это система управления бизнес-процессами. Она регламентирует работу отделов и сотрудников, прописывает алгоритмы их действий в определённых ситуациях.
- BPM может объединять в себе различные модули: управление HR, управление закупками и логистикой, управление продажами, управление филиалами.
- BPM выгодно использовать крупным компаниям с многоуровневой структурой и сложными бизнес-процессами. Система объединит всю деятельность компании в одну систему и организует прозрачную работу.