Пока в России 11 ноября бренды обваливают цены на всё и бросают в пользователей огромными баннерами «Ликвидация! Успей прямо сейчас», мы решили разобраться, что такое «Чёрная пятница» на самом деле. Расскажем об истоках названия и о том, как сделать действительно выгодную покупку, а не просто попасться в лапы недобросовестных маркетологов.
11.11 и «Чёрная пятница» — не одно и то же
Автор статьи 1951 года «Советы для хороших человеческих отношений с руководителями производства» описывает «Чёрную пятницу» так:
«Пятница после Дня благодарения — это болезнь, уступающая по своим последствиям только бубонной чуме. По крайней мере, так думают те, кому нужно выходить на работу в Чёрную пятницу. Половина сотрудников отсутствует, оправдываясь справкой о болезни».
Так что не путайте 11.11 и «Чёрную пятницу». Это разные инфоповоды!
Скачайте руководство
Как подготовить и запустить спецпроект к праздникам или в несезон
Распродажа, которая проходит 11 ноября, родом из Китая: призвана опередить внимание покупателя перед оригинальной «Чёрной пятницей». Акция переросла во Всемирный день шопинга, который проводится в России и по большей части онлайн.
Как и у любого масштабного явления, у «Чёрной пятницы» есть история, и никакого отношения к шопингу она не имеет. Появление термина связывают с падением цен на золото в США. Произошло это именно в пятницу 24 сентября 1869 года и привело к краху рынка. Экономика Америки не могла оправиться от этого кризиса несколько лет.
Чуть позднее полицейские в США называли «Чёрной пятницей» пятницу после Дня благодарения, когда возникали пугающие пробки на дорогах.
Всё в той же Америке, а точнее, в Филадельфии, возникла мысль придать этому термину позитивный окрас. Так продавцы начали позиционировать его «как лучший день в году, чтобы совершить покупку».
Впервые в России распродажи под названием «Чёрная пятница» были проведены 6 декабря 2013 года, на неделю позже, чем повсеместно. А с 2014 начались распродажи параллельно со всем миром.
Читайте также
Что такое FoMo или синдром упущенной выгоды и чем полезен бизнесу
Что такое «Чёрная пятница» в мире шопинга и как это работает
Из простого инфоповода «Чёрная пятница» превратилась в маркетинговый бренд, который прочно укоренился в головах людей во всём мире и означает для потребителей лишь одно — возможность выгодно приобрести какую-либо вещь, которую так давно хотелось заполучить.
Работает это достаточно просто: компании готовят для своих клиентов различные уникальные предложения, получить которые в другой день якобы нереально. И транслируют информацию через те каналы коммуникации, которые обычно используют для общения с аудиторией: email-рассылки, публикации в соцсетях и другие каналы в диджитал-среде. Да и офлайн-направление никуда не делось, хотя с учётом пандемии его доля значительно снизилась.
Какую выгоду действительно можно получить в «Чёрную пятницу»
Как специалист по CRM-маркетингу и активный покупатель различных продуктов и услуг на распродажах искренне уверен, что выгоду в рамках ЧП и правда можно получить, причём порой до 90%. По поводу востребованности тех или иных товаров, которые пользуются спросом в РФ, есть статистика.
Очевидно, что наши люди ждут возможности выгодно купить дорогое с уникальной скидкой: телевизор, холодильник или новый смартфон.
Конечно, есть шутка про то, что почти у всех россиян в голове находится датчик сигнализации, который напоминает о повсеместном обмане. И о том, что некоторые онлайн-магазины сильно заранее повышают цены на товары, чтобы сбросить их в день ноябрьской распродажи до обычного уровня, что для потребителей будет выглядеть как большие скидки.
Хорошие новости: ситуация меняется в лучшую сторону. В последнее время фейковые скидки и другие обидные истории практикуются продавцами всё реже. Например, с 2016 года площадке C-monday.ru пришлось скрывать предложения с «искусственными» скидками всего три раза.
Не стоит забывать, что есть инструменты для проверки цен. Мы банально можем сравнить цены на разных торговых площадках, чтобы понять, действительно ли нам предлагают хорошую скидку.
Если говорить про онлайн, выгода зависит от стартовой цены на тот или иной продукт. И размера скидки, которую предлагают в рамках ЧП. Чаще всего хороший курс или программа гораздо дороже толстовки в масс-маркете. Нужно смотреть на реальную выгоду в цене.
Какие механики сегодня используют маркетологи во время распродаж
Маркетолог — посредник между брендом и потребителем, придумывает механику взаимодействия между ними. И эта механика должна быть привлекательной и удобной для потребителя. Работа маркетолога не «впарить» что-либо поскорей, а помочь: клиенту — получить что-то крутое по хорошей «цене», бренду — заработать денег. Стратегия win-win в чистом виде.
Сегодня купить онлайн удобнее, чем ехать, например, за заветным товаром на другой конец города, особенно учитывая ситуацию с пандемией.
Поэтому все тренды направлены на работу с клиентом в digital-каналах: мессенджеры, email, контекстная реклама, пуш-уведомления.
Чаще всего это стандартный набор механик, таких как Flash sale — распродажа, ограниченная по времени, например, когда крупный бренд электроники объявляет скидку на телевизоры строго с 14 до 16 часов.
Или персонализированные предложения с использованием данных клиента, легально собранных брендом с согласия пользователя. Например, вам может прийти рассылка с использованием вашего имени, где вам предложат какой-либо товар или услугу.
Не стоит забывать и про игровые механики, когда создаётся целая инфраструктура, в рамках которой пользователь в формате игры выполняет те или иные действия. И в итоге получает скидку или подарок.
Из новых тенденций могу выделить мессенджер-маркетинг: сейчас он получил новый виток развития и, конечно, там проще «дотянуться» до пользователя, ведь именно в мессенджерах люди проводят так много времени.
Так обманывают или нет покупателей на «Чёрную пятницу»?
Процент обмана в рамках ЧП сегодня весьма невысок, а если он и есть, то остаётся на совести недобросовестного продавца. Как и при обычном шопинге, нужно быть внимательным, пользоваться официальными сайтами, читать отзывы других покупателей и покупать разумно. А не пытаться смести всё подряд — на волне всеобщей распродажной истерии.
В условиях пандемии, когда многие испытывают финансовые и другие трудности, этично предложить людям возможность что-либо выгодно приобрести. Бренд всё равно получит свою выгоду и заработает хорошую репутацию. Навязывать покупку или обманывать для бренда — портить себе репутацию на будущее.
Как не упустить выгодное предложение на любой распродаже
Я бы обратил внимание на технику для дома, верхнюю одежду и обувь любимых брендов.
Распродажи — хорошее время, чтобы купить обучающий курс по выгодной цене и повысить профессиональный уровень.
А ещё стоит оформить подписку на музыку, книги, фильмы, игры.
Подготовьтесь заранее
- Чтобы не упустить выгодное предложение, подпишитесь на рассылку или канал в мессенджере того магазина или бренда, который планируете приобрести. Проверяйте почту и входящие сообщения, мониторьте сайты, где собираетесь покупать.
- Заранее закидывайте в корзину на сайте или добавляйте в «Избранное» те товары, которые хотите приобрести. Так будет проще их найти и выкупить быстро — в дни распродаж спрос повышается: сайт может попросту «упасть» на пару часов из-за наплыва пользователей, или нужный товар быстро закончится на складе.
- Не забывайте про небольшие дополнительные скидки, которые предоставляют бренды. Например, про скидку, которую предоставляют за оплату онлайн — мелочь, а всё равно приятно.
Выгодных вам распродаж во время «Чёрной пятницы» и в течение всего года!