Пока в России 11 ноября бренды обваливают цены на всё и бросают в пользователей огромными баннерами «Ликвидация! Успей прямо сейчас», мы решили разобраться, что такое «Чёрная пятница» на самом деле. Расскажем об истоках названия и о том, как сделать действительно выгодную покупку, а не просто попасться в лапы недобросовестных маркетологов.
![чёрная пятница баннер](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/img1-2.png)
11.11 и «Чёрная пятница» — не одно и то же
Автор статьи 1951 года «Советы для хороших человеческих отношений с руководителями производства» описывает «Чёрную пятницу» так:
«Пятница после Дня благодарения — это болезнь, уступающая по своим последствиям только бубонной чуме. По крайней мере, так думают те, кому нужно выходить на работу в Чёрную пятницу. Половина сотрудников отсутствует, оправдываясь справкой о болезни».
Так что не путайте 11.11 и «Чёрную пятницу». Это разные инфоповоды!
Распродажа, которая проходит 11 ноября, родом из Китая: призвана опередить внимание покупателя перед оригинальной «Чёрной пятницей». Акция переросла во Всемирный день шопинга, который проводится в России и по большей части онлайн.
Как и у любого масштабного явления, у «Чёрной пятницы» есть история, и никакого отношения к шопингу она не имеет. Появление термина связывают с падением цен на золото в США. Произошло это именно в пятницу 24 сентября 1869 года и привело к краху рынка. Экономика Америки не могла оправиться от этого кризиса несколько лет.
Чуть позднее полицейские в США называли «Чёрной пятницей» пятницу после Дня благодарения, когда возникали пугающие пробки на дорогах.
Всё в той же Америке, а точнее, в Филадельфии, возникла мысль придать этому термину позитивный окрас. Так продавцы начали позиционировать его «как лучший день в году, чтобы совершить покупку».
Впервые в России распродажи под названием «Чёрная пятница» были проведены 6 декабря 2013 года, на неделю позже, чем повсеместно. А с 2014 начались распродажи параллельно со всем миром.
Читайте также
Что такое FoMo или синдром упущенной выгоды и чем полезен бизнесу
Что такое «Чёрная пятница» в мире шопинга и как это работает
Из простого инфоповода «Чёрная пятница» превратилась в маркетинговый бренд, который прочно укоренился в головах людей во всём мире и означает для потребителей лишь одно — возможность выгодно приобрести какую-либо вещь, которую так давно хотелось заполучить.
Работает это достаточно просто: компании готовят для своих клиентов различные уникальные предложения, получить которые в другой день якобы нереально. И транслируют информацию через те каналы коммуникации, которые обычно используют для общения с аудиторией: email-рассылки, публикации в соцсетях и другие каналы в диджитал-среде. Да и офлайн-направление никуда не делось, хотя с учётом пандемии его доля значительно снизилась.
Какую выгоду действительно можно получить в «Чёрную пятницу»
Как специалист по CRM-маркетингу и активный покупатель различных продуктов и услуг на распродажах искренне уверен, что выгоду в рамках ЧП и правда можно получить, причём порой до 90%. По поводу востребованности тех или иных товаров, которые пользуются спросом в РФ, есть статистика.
Очевидно, что наши люди ждут возможности выгодно купить дорогое с уникальной скидкой: телевизор, холодильник или новый смартфон.
Конечно, есть шутка про то, что почти у всех россиян в голове находится датчик сигнализации, который напоминает о повсеместном обмане. И о том, что некоторые онлайн-магазины сильно заранее повышают цены на товары, чтобы сбросить их в день ноябрьской распродажи до обычного уровня, что для потребителей будет выглядеть как большие скидки.
Хорошие новости: ситуация меняется в лучшую сторону. В последнее время фейковые скидки и другие обидные истории практикуются продавцами всё реже. Например, с 2016 года площадке C-monday.ru пришлось скрывать предложения с «искусственными» скидками всего три раза.
Не стоит забывать, что есть инструменты для проверки цен. Мы банально можем сравнить цены на разных торговых площадках, чтобы понять, действительно ли нам предлагают хорошую скидку.
![Цена на один и тот же товар в разных магазинах](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/img5-1.png)
Если говорить про онлайн, выгода зависит от стартовой цены на тот или иной продукт. И размера скидки, которую предлагают в рамках ЧП. Чаще всего хороший курс или программа гораздо дороже толстовки в масс-маркете. Нужно смотреть на реальную выгоду в цене.
![чёрная пятница исследование](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/img3-1.png)
Какие механики сегодня используют маркетологи во время распродаж
Маркетолог — посредник между брендом и потребителем, придумывает механику взаимодействия между ними. И эта механика должна быть привлекательной и удобной для потребителя. Работа маркетолога не «впарить» что-либо поскорей, а помочь: клиенту — получить что-то крутое по хорошей «цене», бренду — заработать денег. Стратегия win-win в чистом виде.
Сегодня купить онлайн удобнее, чем ехать, например, за заветным товаром на другой конец города, особенно учитывая ситуацию с пандемией.
Поэтому все тренды направлены на работу с клиентом в digital-каналах: мессенджеры, email, контекстная реклама, пуш-уведомления.
![Промосообщение от «Ленты»](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/gif1.gif)
Чаще всего это стандартный набор механик, таких как Flash sale — распродажа, ограниченная по времени, например, когда крупный бренд электроники объявляет скидку на телевизоры строго с 14 до 16 часов.
Или персонализированные предложения с использованием данных клиента, легально собранных брендом с согласия пользователя. Например, вам может прийти рассылка с использованием вашего имени, где вам предложат какой-либо товар или услугу.
![чёрная пятница с именем](https://emailsoldiers.ru/wp-content/uploads/2021/11/img2-2.png)
Не стоит забывать и про игровые механики, когда создаётся целая инфраструктура, в рамках которой пользователь в формате игры выполняет те или иные действия. И в итоге получает скидку или подарок.
Из новых тенденций могу выделить мессенджер-маркетинг: сейчас он получил новый виток развития и, конечно, там проще «дотянуться» до пользователя, ведь именно в мессенджерах люди проводят так много времени.
Так обманывают или нет покупателей на «Чёрную пятницу»?
Процент обмана в рамках ЧП сегодня весьма невысок, а если он и есть, то остаётся на совести недобросовестного продавца. Как и при обычном шопинге, нужно быть внимательным, пользоваться официальными сайтами, читать отзывы других покупателей и покупать разумно. А не пытаться смести всё подряд — на волне всеобщей распродажной истерии.
В условиях пандемии, когда многие испытывают финансовые и другие трудности, этично предложить людям возможность что-либо выгодно приобрести. Бренд всё равно получит свою выгоду и заработает хорошую репутацию. Навязывать покупку или обманывать для бренда — портить себе репутацию на будущее.
Как не упустить выгодное предложение на любой распродаже
Я бы обратил внимание на технику для дома, верхнюю одежду и обувь любимых брендов.
Распродажи — хорошее время, чтобы купить обучающий курс по выгодной цене и повысить профессиональный уровень.
А ещё стоит оформить подписку на музыку, книги, фильмы, игры.
Подготовьтесь заранее
- Чтобы не упустить выгодное предложение, подпишитесь на рассылку или канал в мессенджере того магазина или бренда, который планируете приобрести. Проверяйте почту и входящие сообщения, мониторьте сайты, где собираетесь покупать.
- Заранее закидывайте в корзину на сайте или добавляйте в «Избранное» те товары, которые хотите приобрести. Так будет проще их найти и выкупить быстро — в дни распродаж спрос повышается: сайт может попросту «упасть» на пару часов из-за наплыва пользователей, или нужный товар быстро закончится на складе.
- Не забывайте про небольшие дополнительные скидки, которые предоставляют бренды. Например, про скидку, которую предоставляют за оплату онлайн — мелочь, а всё равно приятно.
Выгодных вам распродаж во время «Чёрной пятницы» и в течение всего года!