CRM-маркетинг, особенно в больших компаниях, — это множество разных механик и процессов. Часто их запускают разные люди в разное время. В такой ситуации легко что-то неправильно настроить, забыть отключить ненужное или включить актуальное. Вовремя заметить и исправить такие ошибки помогают объектные модели данных.
Объектная модель данных — это схематичное графическое изображение технической структуры проекта: объектов и связей между ними. Она помогает понять, как устроен проект изнутри, что в нём с чем связано, как и почему происходит взаимодействие между объектами. К графическому представлению данных обычно прилагается текстовое описание структуры проекта.
Главные преимущества объектной модели данных — её простота и удобство. Внешне она напоминает интеллект-карту, или mind map. С её помощью любой человек сможет легко разобраться в структуре даже самого сложного проекта, потратив всего день или два.
Объектную модель данных можно построить на основе вашего аккаунта на любой платформе автоматизации маркетинга, которая позволяет реализовывать сложные маркетинговые механики, направленные на достижение нужных бизнес-показателей: Mindbox, Retail Rocket, Exponea, ExpertSender.
Что может пойти не так в CRM-маркетинге
Вот несколько примеров ошибок, из-за которых компании могут потерять деньги, время или получить проблемы с репутацией.
Ошибка | Возможные последствия |
Интеграция с платформой настроена неверно, и ей не передаются нужные данные. | Не получится реализовать конкретные маркетинговые механики, компания потеряет часть прибыли. |
Настроенные ранее процессы теряют актуальность, но их забывают вовремя отключить. | Клиент получит неактуальное предложение, не сможет им воспользоваться. Репутация компании в его глазах испортится. |
Новые папки и рассылки в аккаунте создаются без какой-либо системы. | Новый менеджер, маркетолог или подрядчик потратит много времени, чтобы разобраться, найти что-либо в аккаунте. |
Интеграция с платформой настроена не самым оптимальным образом. | На операции по передаче данных будет уходить больше времени, чем могло бы быть в идеале. |
В аккаунте хранятся ненужные устаревшие данные. | Компания переплачивает за более дорогой тариф для хранения этих данных. |
Как объектные модели данных помогают избежать этих ошибок
Расскажем на примерах, что можно сделать с помощью объектных моделей.
Найти и исправить ошибки, которые не дают реализовать конкретные механики и достичь нужных маркетинговых показателей
Допустим, компания А занимается продажей техники для дома. У неё есть определённый фид товаров, который передаётся на платформу рассылок, например в Mindbox. В этом фиде содержатся данные о товарах: названия, описания, изображения, ссылки на товары и т. д.
Представив этот фид товаров в объектной модели данных, маркетолог компании может понять, какие данные о товаре передаются на платформу рассылок и что можно с ними сделать. Например, выяснится, что на платформу передаются изображения товаров и ссылки на них, но не передаются описания, которые необходимы для реализации алгоритма «Лучшее следующее предложение».
Если маркетолог захочет реализовать этот алгоритм, у него будет два варианта действий:
- доработать фид, чтобы на платформу рассылок автоматически передавалось описание каждого товара;
- добавлять в каждую рассылку описания товаров вручную.
Кроме исправления таких ошибок, с помощью объектной модели данных можно понять, какие новые механики компания может внедрить, чтобы достичь конкретных маркетинговых показателей.
Читайте также
Какие CRM-платформы выбирать российским компаниям в 2022 году
Навести порядок в крупных проектах
Допустим, компания В на рынке уже больше 10 лет. За это время в ней работало много менеджеров, каждый из которых в разное время и с разными целями настраивал множество триггеров. В идеале все эти триггеры должны вовремя отключаться или редактироваться в зависимости от изменившихся дат, цен и других внешних событий.
Но что будет, если какой-то триггер забудут отключить? Тогда кто-то из пользователей может совершить действие, которое вызовет в работу этот старый триггер, и получит, например, давно не работающий промокод или предложение купить товар по устаревшей цене. А потом предъявит компании претензию за то, что получил неактуальную информацию.
Чтобы избежать таких ситуаций, желательно ещё на старте проекта создать объектную модель данных, в которой будут отражены все эти процессы. Так маркетологи компании смогут в любой момент увидеть, какие триггеры сейчас в работе, и отключить ненужные, а клиенты компании будут получать только актуальные предложения. Таким же образом можно отслеживать, отключать или дорабатывать неэффективные процессы.
Ещё один пример: допустим, менеджер компании С самостоятельно настраивал аккаунт на платформе. Создавая каждую отдельную папку с определённым типом рассылок, он не думал о том, какое место эта папка займёт в общей структуре. Со временем в аккаунте образовался беспорядок, в котором сложно разобраться и понять, что где лежит.
Если во время аудита структуру такого аккаунта представить в виде объектной модели данных, можно понять, как её упорядочить, какие создать папки и какие типы рассылок в них поместить, как назвать каждую папку и конкретную рассылку, чтобы всё было интуитивно понятно и можно было легко найти любой нужный объект. Это ускорит и упростит работу всех, кто как-либо взаимодействует с платформой.
Читайте также
Как мы решаем проблемы при составлении CRM-стратегий
Помочь новому менеджеру или подрядчику быстрее разобраться в проекте
Когда в работу над проектом включается новый менеджер или агентство, у них уходит много времени, чтобы понять, как строится работа. Сократить это время поможет объектная модель данных, которая показывает, как всё устроено внутри проекта и платформы автоматизации маркетинга. Такую модель достаточно показать новому менеджеру или представителям агентства-подрядчика, и они смогут полностью погрузиться в работу за пару дней — намного быстрее, чем если бы пытались разбираться самостоятельно.
Кроме того, модель данных поможет говорить на одном языке с техническими специалистами, понимать, как грамотно ставить им задачи.
Читайте также
Как мы проводим онбординг в CRM-агентстве, которое за последние два года выросло вдвое
Улучшить интеграцию с платформой рассылок
С помощью объектной модели данных можно оптимизировать техническую инфраструктуру проекта, сделать её более прозрачной и понятной.
Мы проводим ревизию всех точек контакта, операций, механик, понимаем, что работает некорректно, правим либо перерабатываем передачу данных внутри операции. За счёт этих действий получаем или передаём корректные данные.
А ещё мы понимаем состав данных, которые передаются в текущий момент в той или иной точке контакта.
Оптимизировать затраты на содержание платформы
С CRM-маркетингом эта задача связана косвенно, но всё же она помогает компании сэкономить бюджет. Выбор тарифа на большинстве платформ происходит в зависимости от объёма хранимых данных или производимых за сутки операций. Объектная модель данных поможет найти и удалить всё ненужное и платить за меньший объём данных или операций.
Как внедрить объектные модели данных в вашу работу
Построить объектную модель данных для вашего аккаунта может один из технических специалистов, у которого есть доступ к платформе рассылок:
- технически компетентный менеджер или CRM-маркетолог, который понимает, что, как и почему устроено в вашем аккаунте;
- закреплённый за вашей компанией представитель платформы;
- специалист технической команды агентства-подрядчика, если вы работаете с таким агентством, — у нас в CRM-group есть техническая команда MarTech, в которую можно прийти с такой задачей.
Специалист создаст модель в любом подходящем графическом редакторе, например Miro. Затем её можно будет передавать всем, кто так или иначе работает с аккаунтом на платформе рассылок: старым и новым менеджерам, маркетологам, подрядчикам.
Важно: необходимо поддерживать модель данных в актуальном состоянии. Это делается вручную. Когда вы что-то добавляете, удаляете или редактируете в своём аккаунте на платформе, это нужно отразить в модели и дать комментарий, какие изменения были внесены и с какой целью.
Обсудить любой материал можно в CRM-Chat, а дополнительные полезности выходят на нашем телеграм-канале «Маркетинг за три минуты».