Факап не приходит один. Точнее, так: большинство ваших неудач, связанных с запуском проекта, — это кавалькада мини-факапов, которые, как Мегатрон, собираются в один большой. В этой статье я разберу один из своих — организацию челленджа по генерации гипотез для клиентских проектов.
По моей задумке, это должно было помочь менеджерам выработать быструю систему обкатки этих гипотез.
Начитавшись про growth hacking, я закинула коллегам идею собрать челлендж, в рамках которого все участники генерят по одной гипотезе в неделю в течение лета.
Собралось немало людей для пилотного проекта: 20% команды изъявило желание участвовать. Итого у нас было 4 менеджера, 2 фаундера, 2 сейлза, 2 разработчика, 1 продакт-менеджер, 1 редактор и 2 менеджера, которые предложили свои услуги по улучшению гипотез, — в качестве экспертов.
Читайте также
Как мы нанимаем интернет-маркетологов в Рязани
Правила, как и описано выше, просты: каждую неделю участники скидывают в чат челленджа гипотезу, которую будут тестировать на своём проекте, кто не скидывает — вылетает, кто остаётся в проекте — получает доступ к файлу с гипотезами и результатами тестирования, приглашается на фриковатый кутёж с prosecco. Чтобы принять участие достаточно было «жмакнуть котика» к посту.
Казалось бы, что может быть проще: генерить гипотезы на постоянной основе?
Но на третьей неделе всё посыпалось, а точнее, сдохло. Почему?
Читайте также
16 челленджей за 10 дней: как мы перепридумали челленджи для «Бургер Кинга»
Примерный рецепт факапа
Я проанализировала случившееся и выявила такие причины.
Не прислушалась к обратной связи более опытного юнита на самом старте
Нет никого более фанатичного, чем человек, которому пришла в голову идея, в которую он влюблён. Уверенность в своих силах, силах команды зашкаливает, море по колено, горы сами сворачиваются в трубочку и любой фидбэк по проекту может показаться необоснованной критикой. Коллега с опытом к моему «икс три» предложил более мягкие правила, которые могли бы расширить охват проекта внутри команды и снизить риски по нарушению правил. Принять корректировки или хотя бы задуматься о них — вот верное решение, но паровоз пёр вперёд, котики жмакались, бравада с каждым неотбитым аргументом росла. Правила челленджа остались незыблемы.
Читайте также
7 правил, чтобы избежать проблем на проекте
Не учла специфику генерации гипотез на проектах
Обычно генерация гипотез на проектах происходит скопом: вы готовите отчёт по месяцу, ищите вдохновение в слабых местах или точках роста, а после выкатываете пул предложений клиенту. Это не происходит еженедельно, потому что генерить отчёты каждую неделю — неэффективное сумасшествие, которое станет рутиной для маркетолога и надоест любому заказчику уже на третьем подходе.
При запуске челленджа важно было учесть именно эту специфику и установить сроки так: 1 месяц = 5 гипотез (или 1-2 гипотезы на клиентский проект). Однако жажда крови (читай динамики в чате) диктовала еженедельную публикацию идей. Это стало адом — по крайней мере, для меня самой. Каждый понедельник начинался с клиентских задач, а вечер проходил в аналитике того, что можно изменить на проекте, чтобы не ударить в грязь лицом. Возможно, было бы ок в начале месяца подготовить план гипотез для каждого проекта, но тогда бы и динамика стала бутафорской.
Позволила нарушить правила
Нет ничего глупее правил, которые не соблюдают. Но ещё они вредоносны: показывают тем, кто этим правилам должен следовать, что следовать им необязательно. На старте при такой небольшой выборке стоило бы лично обговорить с коллегами возможность зарелизить гипотезу, помочь в её создании, если необходимо. Или по-диктаторски всё-таки кикнуть тех, кто правила не выполнил. Я по-прежнему склоняюсь к тому, что был бы оптимален микс первого и второго подходов. Карательные меры всегда придают смысла правилам, но всё-таки будущие отношения внутри команды приоритетнее.
Читайте также
Заповеди менеджера Email Soldiers
Кстати, может случиться и опыт генерации «псевдогипотезы». Такое тоже стоит обговорить на берегу с участниками челленджа. Всякие истории в формате «уйду в отпуск, не буду читать почту, и всё будет ок» расхолаживают коллектив и дают возможность создавать неэффективные продукты (кстати, эта гипотеза не подтвердилась).
Сама нарушила свои же правила
Это, конечно, вишенка на торте факапа. Именно после этого проект с позором заглох. Так поступать нельзя ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах. Всё могло идти со скрипом, но если создатель идеи дизморалит общество столь непристойно, вероятность жизни в челлендже будет, как на Марсе, то есть — ничтожно мала.
Читайте также
Правила общения в рабочих чатах Email Soldiers
Примерный рецепт успеха
Но горький опыт совсем не надолго отобьёт желание создавать новые продукты, поэтому вот чек-лист для будущей Карины (ну, и для всех, кто склонен факапить свои же идеи):
- При разработке идеи учитывай реальные бизнес-процессы компании.
- Делай правила мягче, чтобы увеличить охват и снизить риски.
- Когда релизишь идею, обсуди с опытными коллегами: возможно, понадобится корректировка.
- Установи чёткие правила задумки, сформулируй их понятными всем участникам, для соблюдения правил сделай всё что сможешь.
- Не нарушай правила и не давай нарушать другим
- Если зафакапил проект, сделай всё, чтобы этот опыт был полезен другим, но не ставь крест на идее.
Рекомендации для челленджей по гипотезам
- Не мешайте команды: кесарю кесарево, автором авторское, маркетологам — свой челлендж.
- Каждый участник сам вносит гипотезы в документ, где они сохраняются, не складывайте яйца в одну корзину.
- Наличие экспертов в чате, безусловно, поможет вывести гипотезы на более осознанный уровень. Но с большой осторожностью допускайте комментаторов, потому что их фидбэки могут восприниматься болезненно.
- Сделайте это…
… потому что, несмотря на мой неудачный челлендж, гипотезы, которые были созданы в рамках проекта, по-настоящему хороши и заслуживают того, чтобы быть протестированными. Участники команды, которые никогда не сталкивались с таким подходом, смогли иначе взглянуть на свою работу, наложив подход A/B-тестирования, привязав решения к KPI.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Маркетинг за три минуты, где мы делимся интересными материалами про онлайн-маркетинг в формате постов-трёхминуток. А если вы хотите поболтать и поделиться своими мыслями, приходите к нам в CRM-Chat.